В номинации "Продюсер" наградят председателя Совета директоров киностудии "Союзмультфильм" Юлиану Слащеву - за достижения студии последних лет, небывалые масштабы анимационного производства, коммерческие успехи минувшего года и значительный вклад в развитие российской анимационной индустрии на посту председателя Правления Ассоциации анимационного кино.
Обозреватель "РГ" попросила Юлиану Слащеву рассказать к дате, что она думает о современном состоянии российской анимации, назвать 5 своих самых любимых мультфильмов и пояснить, почему они ей так нравятся.
Юлиана Слащева, председатель Совета директоров киностудии "Союзмультфильм":
- У российской анимации очень долгая история, богатые и уникальные традиции: по сути своего развития она феноменальна. Нигде в мире не было создано такого богатства авторских техник, стилей и приемов.
Сегодня отрасль переживает новый этап своего развития, который стал возможен в том числе благодаря государственным мерам поддержки, разработанным в непрерывном диалоге с представителями индустрии. За последние десять лет количество студий в стране увеличилось в три раза, ровно в такой же пропорции вырос и объем производимого контента. Анимация приходит в сферу образования, развлечения, компьютерных игр, становясь кросс- индустриальной отраслью, стимулирующей развитие в смежных областях.
Фильмы российских компаний сейчас можно увидеть в эфире всех федеральных телеканалов и найти на популярных онлайн-платформах. Отрасль вышла на совершенно иной качественный уровень, и учреждение Дня анимации в прошлом году стало очень знаковым и своевременным событием. Оно закрепило ее высокий статус и исключительную значимость.
Любимый фильм моего детства. Сложно представить, но у кукольных картин о Чебурашке и Крокодиле Гене и у этой ленты - один и тот же режиссер! На мой взгляд, это говорит об исключительной многогранности таланта Романа Качанова. Образы персонажей, которые появляются в "Тайне", и сегодня смотрятся очень современно, актуально, а это значит, что картина опередила свое время.
Светлый, солнечный фильм, прославивший в свое время гениального Гарри Бардина. Нетленная и очень характерная музыка из этой картины - один из лучших способов поднять настроение.
Редкий для массовой анимации фильм, где поднимаются темы смерти, принятия, прощения. Несмотря на пугающую тематику, такие картины очень важны для становления психики ребенка: он учится проживать сложные эмоции вместе с героями. А еще "Коко" - это очень красивое, пронзительное и атмосферное кино.
Признанный оскароносный шедевр мировой анимации с ярчайшими, надолго запоминающимися образами. Пугающими, обаятельными и многогранными одновременно. Можно пересматривать множество раз, находя все новые и новые смыслы.
Знаменитый мультфильм совместного производства четырех стран - Ирландии, Дании, Бельгии и Франции - с необычной историей и образами, метафорично раскрывающий тему воссоединения с семьей и следования зову свеого сердца. Эта картина точно не оставит никого равнодушным!
Сергей Капков, шеф-редактор авторских проектов киностудии "Союзмультфильм", специально для наших читателей рассказывает, как появился День российской анимации, который отмечают 8 апреля. А также рекомендует 8 российских мультфильмов и объясняет, почему их нужно посмотреть.
Сергей Капков, шеф-редактор авторских проектов киностудии "Союзмультфильм":
- В 1995 году мировой кинематограф отпраздновал свое 100-летие, и покатилась волна всевозможных вековых юбилеев, связанных с кино. В какой-то момент я задумался: а когда в России появилась анимация? Есть ли точная дата? Архивные документы рассказали, что первый сеанс мультфильма в Москве датируется 26 марта (8 апреля по новому стилю) 1912 года, Владислав Старевич в Торговом доме "Ханжонков и Ко" показал "Прекрасную Люканиду, или Борьбу рогачей с усачами". Чем не столетие?
В 2010 году начал активно готовить предложения, которыми можно было бы отметить юбилей: большой мультконцерт, документальный фильм, переиздание "Энциклопедии мультипликации", почетные звания и награды для выдающихся мастеров и так далее. В том числе и предложение установить профессиональный праздник. В этом меня поддержал Александр Герасимов. Мы составляли письма, предложили целую государственную программу поддержки отрасли.
Надо сказать, что кое-что удалось сделать уже к 2012 году. На "Культуре" был показан полнометражный документальный фильм "Мы родом из мультиков" (автор сценария - ваш покорный слуга). Российский государственный симфонический оркестр кинематографии под руководством Сергея Скрипки дал серию концертов музыки из отечественной анимации. Большая группа мастеров получила почетные звания и поощрения. Но дату "застолбить" не получилось.
8 апреля 2015 года, чтобы зафиксировать дату, мы с Герасимовым и режиссером Аленой Оятьевой придумали и провели первую церемонию Национальной анимационной премии "Икар", где награды вручались за профессиональные заслуги года. До этого мультфильмы занимали лишь одну строчку в регламенте любой кинопремии. Например, при вручении "Золотого орла" в одной номинации могли конкурировать сериал, полный метр и авторский короткометражный фильм. А теперь на премии "Икар" есть номинации, посвященные и индустриальным направлениям, и профессиям. И это, действительно, большой праздник для анимации.
Церемонии наши всегда проходят с юмором, с уникальными анимационными роликами, посвященными каждой номинации. Алена Оятьева каждый год руководит съемками 14 новых фактически микромультфильмов! Такого нет больше нигде. Поначалу мы еще создавали "капустники" - анимационные джемы. Один из них - "Совы нежные" - даже стал вирусным видео в Сети.
Позднее к нам подключились более мощные силы в лице Ассоциации анимационного кино, которая как раз появилась в юбилейный 2012-й год. И что же выяснилось? Оказывается, ни анимации, ни мультипликации как профессии не существовало ни в СССР, ни позднее! Согласно общероссийской классификации профессий, анимация могла относиться либо к группе "Деятельность монтажно-компоновочная в области производства кино- и видеофильмов и телепередач", либо - "Графические и мультимедийные дизайнеры", либо - "Специалисты в области науки и техники". Самого слова "Мультипликация" на юридическом уровне не было. В реестре профессий "Анимация" появилась лишь в 2017 году - благодаря усилиям Ассоциации.
А 2021 году уже рассматривался вопрос о том, что аниматоры есть, они нужны и любимы, и у них должен быть свой день. В 2022 году вышел Указ…
Национальная анимационная премия "Икар" впервые была вручена в 2015 году. Учредителями стали Открытый российский фестиваль анимационного кино, Союз кинематографистов РФ и Ассоциация анимационного кино. Партнеры премии - киностудия "Союзмультфильм", Благотворительный фонд поддержки анимации и Национальный открытый чемпионат творческих компетенций ArtMasters. Премия "Икар" проводится при поддержке Министерства культуры РФ.
Какие мультфильмы смотреть? Советы от Сергея Капкова:
Главный российский фестиваль анимации проходит традиционно в марте каждого года в Суздале. В 2023 году "Суздальфест" проходил в 28-й раз. Его директор, он же директор национальной анимационной премии "Икар", генеральный директор кинокомпании "Мастер-Фильм" Александр Герасимов рассказал "РГ", что фестиваль прошел очень мощно, энергично, в то же время дружески и, как всегда, по-домашнему.
"Было рекордное количество гостей и участников - во всех просмотровых залах были аншлаги. По нашим оценкам, ГТК "Суздаль" в эти дни посетило более 2000 человек, еще 5 500 участвовало в работе фестиваля удаленно, на интернет-платформе "Суздальфест.Онлайн", - рассказывает Герасимов. - Приехало очень много студентов из разных киношкол и городов России. Масштабная акция фестиваля "Открытая Премьера" (бесплатный кинотеатральный показ фестивальных программ) в этом году прошла на более 700 площадках в 41-м регионе РФ. Десятки тысяч детей получили возможность посмотреть российские мультфильмы на большом экране".
Какие мультфильмы смотреть? Советы от Александра Герасимова - 10 фильмов из программы 28-го ОРФАК: