Для предъявления обвинений Трампа, добровольно явившегося в прокуратуру и суд в Нью-Йорке во вторник, на пару часов поместили под стражу. Но это момент процессуальный - после окончания заседания его освободили, он улетел в свою резиденцию в Палм-Бич (штат Флорида). Тем не менее американские СМИ назвали это событие "историческим", поскольку ничего подобного в США ранее не случалось.
После заседания суда по делу против Трампа были рассекречены документы с обвинениями против бывшего главы Белого дома.
В заключении жюри присяжных судебного округа Нью-Йорк экс-президенту вменяется "фальсификация деловых документов первой степени". В отдельном заключении за подписью окружного прокурора Элвина Брэгга утверждается, что подделка документов осуществлялась для сокрытия "незаконных действий, пресекавших распространение информации, которая могла навредить Трампу в глазах избирателей во время предвыборной кампании в 2016 году". "Ловить и убивать" компромат - так называет эту схему прокурор.
В частности, речь об эпизоде с выплатой компенсации в 130 тысяч долларов порноактрисе Сторми Дэниэлс за молчание о ее якобы имевшей место сексуальной связи с Трампом в 2006 году, когда он состоял в браке. Описаны и другие действия такого рода, которые предпринимались окружением Трампа.
Позже Брэгг провел пресс-конференцию для журналистов, уточнив, что Трамп, по его мнению, скрывал нарушение нескольких законов. Это закон о выборах штата Нью-Йорк, по которому сговор с целью продвижения кандидата незаконными средствами является преступлением. Кроме того, Брэгг считает, что размер выплаты Дэниэлс превысил установленные законодательством ограничения на взносы.
Сам Трамп в Нью-Йорке был немногословен, но по возвращении в Палм-Бич устроил капитальный разнос своим оппонентам. Он рассказал, что не признал вину и отказался от предложения урегулировать дело в досудебном порядке. "Практически каждый юрист говорит, что дела нет, - уверен он. - Никакие действия не были предприняты с нарушением закона".
Трамп назвал весь процесс "вмешательством в выборы невиданного масштаба" при помощи правоохранительных органов, семейство президента Джо Байдена - "преступниками", а Америку - "несостоявшимся государством", которое "катится в ад". "Это не судебный процесс, это преследование", - заключил он.
Экспрессивная манера Трампа выражаться общеизвестна, особенно когда дело идет о нападках на него лично. Но примечательно, что в этот раз такими же выражениями ситуацию комментирует почти весь истеблишмент Республиканской партии, включая и тех, у кого с Трампом сильно не ладились отношения.
Например, даже сенатор Митт Ромни, регулярно критиковавший Трампа, в этот раз заявил, что прокуратура Нью-Йорка в "угоду политической повестке перегнула палку", что "создает опасный прецедент уголовного преследования политических оппонентов и подрывает веру общества в нашу систему правосудия".
Сенатор Марко Рубио указал, что с предъявлением обвинений Трампу "американская политика переступила черту", создав прецедент манипуляции законом в политических целях. По его мнению, это "яд для страны", способный "навсегда изменить" политический ландшафт в США.
Бывший советником Трампа по национальной безопасности Джон Болтон и вовсе сослался на слова, которые приписал Лаврентию Берии: "Был бы человек, а статья найдется" (точное авторство этой фразы не утановлено - Прим. "РГ").
А вот в лагере Демократической партии царит нехарактерное молчание. Политики-демократы, обычно не скупящиеся на критику Трампа, похоже понимают, сколь неоднозначно американская публика воспринимает разбирательство, и опасаются своими комментариями подкрепить подозрения в политизированности процесса.
Следующие слушания с личным участием Трампа, по данным телеканала CNN, состоятся только 4 декабря. Итог разбирательства и его долгосрочные последствия пока прогнозировать трудно. Обвинительный документ относится к статьям уголовного кодекса Нью-Йорка о фальсификации деловой документации, что считается преступлением в том случае, если это делается для сокрытия другого нарушения. Такую связь прокурорам в данном случае еще предстоит доказать. Как отмечает ресурс axios.com, "необычная юридическая стратегия может оказаться большим вызовом" для прокуратуры Нью-Йорка.
По указанным статьям уголовного кодекса Нью-Йорка предусмотрено наказание вплоть до тюремного заключения на срок до четырех лет. Но при отсутствии судимости обычно выбирается более мягкое наказание, не предусматривающее реального тюремного срока.
При этом, как отмечает axios.com, эксперты-юристы сходятся в мнении о том, что потенциально куда опаснее для Трампа другое ведущееся против него расследование. Речь о секретных документах, которые Трамп якобы незаконно хранил дома после ухода из Белого дома, а не сдал в архив, как того требует законодательство. В прошлом году в рамках этого дела агенты ФБР провели обыск в резиденции Трампа в штате Флорида. Поэтому предъявленные Трампу обвинения вполне могут оказаться не последними.