Местом старта корабля, который доставил на Луну космонавтов, роботов и буровые платформы, стал Улан-Удэ. В обычной городской квартире компактно разместились конструкторское бюро, сборочный ангар и взлетная площадка. В этот секретный центр управления полетами я и наведался накануне Дня космонавтики.
Дверь распахнул седой, крепко сложенный мужчина. Это и есть сам конструктор.
- Здесь, - спрашиваю, - можно купить билеты до Луны?
В ответ - улыбка и широкий жест: добро пожаловать.
Скафандра и гермошлема в гардеробе не видать - вместо них вручают тапки. Из переходного шлюза коридора проходим в святая святых "космодрома Симухина" - небольшую комнату, заставленную чертежами, со светящимся монитором компьютера, заменяющим экран ЦУПа.
За стеклянными дверцами большого шкафа - десятки готовящихся к взлету истребителей, винтокрылых машин, космических кораблей и даже боевых спутников. Настолько реалистичных, что не хватает только рева двигателей.
- Вот мой аэродром и космодром. Чего и сколько здесь? - переспрашивает главный конструктор. - Не скажу точно. Но больше трех сотен.
Триста летательных аппаратов самых различных моделей, конфигураций и стран-изготовителей. Пилоты в кабинах положили руки на штурвалы и вроде как готовы в любую секунду устремиться по взлетной полосе книжного шкафа.
А рядом десятки космолетов - от спутников до ракет и пилотируемых аппаратов, изготовленных с изумительной детализацией. Видны панели, приборные контейнеры, плотные жгуты электропроводки и трубопроводов. А если заглянуть внутрь миниатюрной модели, то можно обнаружить крохотный выключатель. Щелкаешь - и кабину космического аппарата заливает свет.
- Детализация - это мой конек, - Леонид явно доволен произведенным эффектом. - Всегда придаю значение именно деталям. Подолгу разбираюсь - зачем этот контейнер, для чего эта антенна или локатор. Ну не просто же так установили. Надо разобраться в том, как думал конструктор. Прочитать технические книги и журналы, заглянуть в интернет.
Такая дотошность станет понятна, если поинтересоваться, откуда пошел Симухин:
- После школы поступил в Восточно-Сибирский технологический институт. Работал на приборостроительном заводе, где прошел путь от инженера-технолога участка сборки до заместителя главного инженера.
А затем судьба связала его с железной дорогой, где он трудился инженером-технологом, а затем начальником технического бюро вагонного депо Улан-Удэ. Как по нему, так что "железка", что космический корабль - все транспорт. И на Восточно-Сибирской дороге в ходу такие понятия, как ЦУП и МКС, только обозначают они немного другое - Центр управления перевозками Восточного полигона и Межрегиональный координационный совет.
А уж по выходе на пенсию Леонид Владимирович целиком посвятил себя увлечению. И постепенно в творчестве стала преобладать космическая тема.
- Заинтересовался моделью корабля "Восток". Да вот только при сборке задумался - что-то не так в этой "заготовке из коробки"! Начал разбираться...
За ответами пришлось обращаться даже к космонавту Алексею Леонову. В итоге работа над "Востоком" заняла почти год. Зато получилась она на славу - просто идеальная! Как, скажем, и модели автоматических межпланетных станций "Луна", "Венера", Марс", различных боевых спутников (да-да, были, оказывается, и такие).
Миниатюрные самолеты и спутники просятся в руки: "А можно поближе взглянуть на ваши модели?"
Получив разрешение, осторожно распахиваю стеклянные дверцы, за которыми на фоне "Буранов" и "Энергий" стоит фотография Леонида с размашистым автографом.
- Неужели от самого Волынова?
- Да, от Бориса Валентиновича. Нашего именитого земляка, дважды Героя Советского Союза. И единственного из первого отряда космонавтов СССР, кто ныне здравствует.
Оказывается, во время работы над серией "Время первых" Леонид собрал модель первой экспериментальной орбитальной станции, состоявшей из кораблей "Союз-4" и "Союз-5". 12 апреля прошлого года во время презентации в Звездном городке эта модель была высоко оценена командиром корабля "Союз-5" и другими присутствовавшими там космонавтами. Тогда-то на память об этом событии и вручили фото с личной подписью Волынова.
- А где же сама модель?
- Где же ей быть? - смеется инженер. - В Звездном, конечно.
Модели серии "Время первых" не раз экспонировались на различных выставках в Москве, Звездном городке, Туле и... От выставки в Турине до сибирских модельных слетов. Неизменно, так сказать, вызывая восхищение зрителей.
Аккуратно перебираем в руках увесистые модели спутников, луноходов, советских многоразовых космических кораблей. За каждым своя история и месяцы труда. Все изящно, утонченно. А выполнены модели из обычного листового пластика, металлических корпусов баночек и даже плат от сотовых телефонов.
- Порой, - объясняет Симухин, - в дело идут трубочки от леденцов и скорлупки от киндер-сюрпризов. Лунную поверхность вылепил из твердого скульптурного пластилина, а для реалистичности посыпал ее крупномолотой солью, разогретой на плите. С последующей окраской.
Новый проект Симухина - "Лунные фантазии".
- Оттолкнулся от идеи советской космонавтики - высадки на Луну. Сильно я мечтал, чтобы она осуществилась. И в моем проекте она состоялась. Старт был дан вот на этом столе. Посадка произошла в штатном режиме, все задачи выполнены, - шутит пенсионер.
Из шкафа чудес бережно извлекается на свет модель того самого советского лунного корабля "ЛК". Можно было бы назвать ее личным космолетом Симухина, да только есть в ней фигурка космонавта, который поднял флаг СССР на лунной поверхности. Вот так, оказывается, могла выглядеть еще одна космическая победа нашей страны.
Пока я рассматриваю "ЛК" и осторожно трогаю "лунный грунт", Леонид достает еще одну композицию - модель автоматической станции "Луна-9". Модель повторяет оригинал, который прилунился 3 февраля 1966 года. Но рядом с ней робот Федор?
- Так это тоже из серии "Лунные фантазии". Поскольку было объявлено, что в будущем на Луну будут направлены роботы, то, собрав модели "Лунохода-1" и автоматической станции "Луна-9", я установил рядом Федора, который не только работает с коллегами-роботами, но и совершает путешествия к местам стоянки лунных аппаратов и даже читает им последние новости из журнала о развитии космонавтики.
Сейчас Симухин работает сразу над несколькими проектами - необходимо дополнить "Лунную фантазию", завершить композицию с ракетой-носителем "Восток" на железнодорожном транспортере и сделать еще не один спутник: заготовки ждут своей очереди. Чертежи спутников уже готовы, а детали Леонид делает при помощи 3Д-принтера.
Прощаясь, уже в дверях задаю последний вопрос: о чем мечтает инженер?
- Я, - отвечает он после небольшой паузы, - человек рациональный. Поэтому мечтаю только о том, чтобы завершить свои проекты. Работы там еще очень много. Хорошо бы, конечно, побывать на Байконуре. Увидеть космодром, технику грандиозную. Но это уже, наверное, из области фантастики.
А вдруг?