Как сообщил "РГ" председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, над документом продолжается серьезная работа, в том числе с привлечением экспертов Совета при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
Насколько горячая тема, много рассказывать не надо. Достаточно посмотреть фильм "Гараж". Времена казалось бы изменились, но страсти не улеглись. Потому что некоторые вещи, на самом деле, не меняются. И сакраментальная фраза "галантерейный мой, правление дискредитировало себя" даже сегодня звучит свежо и актуально на тысячах собраниях в гаражных кооперативах страны. Как владельцам гаражей выстраивать отношения с правлением и призван регламентировать разрабатываемый закон.
Проект, в частности, прописывает полномочия правлений гаражного кооператива и гаражного товарищества. Например, они смогут определять смету расходов на содержание общего имущество и выставлять счет всем членам товарищества. Кто не оплатит, с того средства могут быть взысканы через суд. Таким образом, вопросы должны решаться исключительно в правовом порядке. Правление не сможет перегородить проезд к гаражу неплательщика. Но и неплательщик в конце концов будет вынужден заплатить, если счет выставлен законно.
Если потребуются деньги, скажем, на ремонт забора, и правление в установленном порядке примет решение, то суд встанет на сторону правления. Потому что в проекте закона четко сказано: "собственники гаражей и машино-мест в гаражных комплексах и соответствующие собственники в гаражах-стоянках несут бремя расходов на содержание общего имущества". При этом документ прописывает, что именно считать общим имуществом.
Это в том числе имущество, составляющее инфраструктуру общей территории земельного участка гаража-стоянки: общие ворота и заборы, котельные, противопожарные сооружения и иное предназначенное для общего пользования оборудование.
Но и владельцы гаражей смогут знакомиться со всей документацией, в том числе бухгалтерской. По сметам и расчетам можно спорить. Если не получится прийти к согласию, то поможет разобраться суд. Также особо прописывается, что члены гаражного товарищества "вправе предъявлять требования к товариществу относительно качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ". Это крайне важная норма: руководство товарищества будет обязано отвечать даже на самые неприятные вопросы хозяев гаражей и машино-мест.
Еще одна важная норма: владелец будет волен продать гараж кому угодно. Хоть постороннему. Соседи по гаражному кооперативу не будут иметь право преимущественной покупки продаваемого гаража. Так что членов кооператива можно просто ставить перед фактом: в гараже сменился хозяин.
Надо уточнить: проект разрешает создавать гаражные товарищества как на земле, так и в домах, где вместо гаражей - машино-места.
"Наша задача - определить правовой режим имущества, используемого для общих нужд, четко решить вопросы по управлению этим имуществом и его содержанию, - сказал "РГ" Павел Крашенинников. - Необходимо выработать общие подходы, в том числе общее правило, что вместе с правом собственности на индивидуальный объект у гражданина возникает доля в праве собственности и на общее имущество, необходимое для надлежащего использования индивидуального объекта".
Он пояснил, что для правовой определенности сведения об общем имуществе должны быть опубликованы и доступны для ознакомления всем собственникам, а также потенциальным приобретателям объектов недвижимости.
Иными словами, любой владелец гаража в товариществе должен знать, что ему принадлежит, кроме гаража. Продать какое-то общее имущество кооператива можно будет только с согласия всех членов кооператива. Если будет хоть один голос против, сделка не состоится.
Как напомнил Павел Крашенинников, с 1 сентября 2021 года действует "гаражная амнистия". По информации от Росреестра на конец 2022 года уже оформлено прав на 138,5 тысячи объектов гаражного назначения, включая земельные участки под гаражами.
"При этом у нас существует огромное количество гаражных объединений, - продолжает парламентарий. - По данным ФНС, у нас где-то порядка 37 тысяч только зарегистрированных объединений, и мы знаем, что среди них много объектов общего пользования. И в законе "о гаражной амнистии" мы указали отдельной нормой, что о гаражных объединениях должен быть принят отдельный закон. Такой проект сейчас находится на рассмотрении Госдумы".
Законопроект "О гаражных объединениях" летом прошлого года был принят в первом чтении. "Сейчас мы готовим текст ко второму чтению", - отметил Павел Крашенинников.
Он пояснил, что с гаражными объединениями сложнее в том смысле, что уже есть исторически сложившаяся территория использования этих гаражей, при этом нет понимания о конкретных объектах общего пользования, есть проблема с подтверждением прав на них.
"Нам необходимо четко определить такие объекты, - говорит Павел Крашенинников. - Мы также предлагаем обозначить для таких гаражей специальную гаражную территорию, в границах которой будет законно осуществляться управление общим имуществом. А также на основе новых норм ГК РФ развиваем положения о машино-местах в зданиях".
Кроме того, по словам экспертов, из-за существующих правовых пробелов владельцы зачастую не могут зарегистрировать свое право собственности на уже возведенный объект, предназначенный для стоянки и хранения транспортных средств. Законопроект предлагает комплексное решение довольно давно существующих проблем. Помимо прочего, полагают эксперты, благодаря предлагаемым нормам в перспективе будет легче выделить землю и построить новый гаражный кооператив.