Айрат Анфисович, как воспитать человека, искренне любящего свою Родину, настоящего гражданина страны?
Айрат Мухаметзянов: Я считаю неправильным из-под палки учить людей патриотизму, заставлять любить свою Родину. Это должно быть осознанным решением. Важно говорить на эту тему и не избегать неудобных вопросов.
С трех до семи лет у ребенка формируется мировоззрение. Поэтому именно с этого времени родители, воспитатели в детских садах должны прививать главные ценности, говорить с малышами об Отечестве.
К сожалению, долгие годы враги нашего государства ведут активную и целенаправленную деятельность по разрушению страны. Поэтому выросло целое поколение с извращенным сознанием. Сейчас наша задача - изменить эту ситуацию и вернуть людей на правильные рельсы.
Невозможно сесть перед ребенком, зачитать общее положение документа о патриотизме и на этом получить готовый продукт - патриота. Только разговоры глаза в глаза о Родине, от сердца к сердцу, общение с собеседником помогут разобраться этой непростой теме. Больше рецептов не существует.
Но в таком случае на это уйдет немало времени. Трудно изменить сформированное мышление человека.
Айрат Мухаметзянов: Согласен. Я тоже считаю, что тема патриотизма не выстрелит завтра или послезавтра. Результаты наших трудов, думаю, мы увидим минимум через 10 - 15 лет.
С 1 сентября все школы России должны заниматься по одному учебнику истории. Теперь будет больше времени уделяться Великой Отечественной войне, советскому и постсоветскому периодам, а не феодальной раздробленности на Руси. Это поможет подрастающему поколению понять, что происходит сегодня в мире и проанализировать современную обстановку.
Как строятся занятия в военно-патриотических клубах?
Айрат Мухаметзянов: Руководители клубов сами выстраивают линию обучения. Если это человек, прослуживший много лет в морской пехоте, то обучение будет проходить по одному сценарию. Если педагог, к примеру, бывший десантник, то уроки традиционно посвятят изучению деятельности воздушно-десантных войск.
Но объединяет их то, что воспитанников обучают оказанию первой помощи, строевой подготовке, преодолению полосы препятствия, сборке и разборке автоматов, ориентированию на местности по компасу, стрельбе из пневматического оружия.
Хочу отметить очень важную деталь. Успешная работа ВПК происходит только там, где руководители болеют своим делом. Все клубы держатся исключительно на энтузиазме педагогов. Если у взрослого не горят глаза, то он ничему не сможет научить молодежь и выстроить эффективное занятие.
К примеру, руководитель регионального отделения "Поисковое движение России" Владимир Волков ведет огромную работу по поиску и захоронению солдат, погибших в Великой Отечественной войне. Именно на его плечах держится вся поисковая деятельность в республике. Но я боюсь представить: если он решит уйти, то найдется ли достойный преемник? Сможет ли это направление так же активно развиваться? Или взять клуб "Гефест" под руководством Александра Лапшина. Его детище сейчас является настоящим спортивно-патриотическим центром. Он возит своих воспитанников по всей России, на все слеты, где учащиеся становятся победителями. Александр Васильевич находит спонсоров, которые оплачивают поездки детей на соревнования, покупают форму и облагораживают залы. Там вся работа держится на одном человеке.
Сейчас в Башкирии действуют 129 клубов патриотической направленности. Это хорошая цифра в сравнении с другими регионами?
Айрат Мухаметзянов: Цифра хорошая, но, считаю, гнаться за количеством в данном вопросе - это глупое занятие. Открыть клубы можно хоть в каждой школе, но будет ли толк, или он будет существовать исключительно на бумаге?
Здесь главная проблема - отсутствие кадров. Станет клуб вести, условно, учитель физики без боевого прошлого. Сможет ли он научить детей военным навыкам? Где мы возьмем столько людей именно данной компетенции, готовых работать в образовании?
А как занятия в ВПК помогают воспитаннику после окончания школы и в дальнейшей жизни?
Айрат Мухаметзянов: Я убежден, что воспитание и ценности, которые закладываются в наших клубах, обязательно помогут состояться в жизни. Выпускники башкирских ВПК сейчас работают в Министерстве обороны РФ, Федеральной службе охраны. Очень многие идут служить в истребительную, бомбардировочную авиацию и другие элитные войска. Дисциплинированные, обязательные, мужественные люди - им везде найдется применение.
А в военно-патриотических клубах могут заниматься девочки?
Айрат Мухаметзянов: Открою секрет: 60 - 70 процентов воспитанников - слабый пол. Они принимают активное участие в полевых сборах, спортивных фестивалях. Нередко проявляют больше выносливости и стойкости, чем мальчики. Почему так получается, нужно анализировать, но данная тенденция имеет место быть.
Воспитанников ВПК, кадетов и юнармейцев видно издалека. Они ходят в очень красивой форме - откуда она?
Айрат Мухаметзянов: К сожалению, ни школы, ни клубы закупить форму не могут. На их приобретение нет статьи расходов. Централизованно мы можем закупить только наглядную агитацию, плакаты и стенды. Поэтому либо руководители ВПК ищут спонсоров, либо их покупают сами родители.
Стоимость некоторого обмундирования доходит до 18 тысяч рублей. Конечно, это затратно.
Сейчас принято ругать "гаджетную" молодежь, которую якобы ничего не интересует, кроме телефонов и соцсетей. Вы много общаетесь с детьми, что думаете по этому поводу?
Айрат Мухаметзянов: Конечно, они не такие. Подрастающее поколение, не побоюсь этих слов, крутые и классные ребята. Они вовсе не потерянные. Только с ними надо работать, разговаривать, отмахиваться от них нельзя.
Мы попросили участников СВО, кто приехал в Башкирию в отпуск, провести уроки мужества. Ребята с интересом слушают и задают вопросы, связанные с ведением боевых действий: про подбитые танки, самолеты, беспилотную авиацию, выживание в нелегких условиях. Им интересно, как управлять такими машинами, где люди проходят обучение. Они вовсе не безучастны. И это говорит о том, что наша молодежь очень перспективная! Только давайте, как можно больше с ними заниматься, и они ответят нам взаимностью.
129 военно-патриотических клубов действует в Башкортостане.