Хозяин собаки рассказал, как она спасала его при обстрелах в Херсоне

В Анапе волонтеры организовали доставку из Херсонской области оставшихся там домашних кошек и собак. Собирать их приходится в буквальном смысле под пулями. Изможденных питомцев привозят на кубанский курорт и выхаживают - а потом доставляют хозяевам или через интернет ищут новых. Пока животные привыкают, что рядом больше не рвутся снаряды, их изможденные хозяева рассказывают истории, достойные экранизации - о том, как четвероногие питомцы спасали им жизни. В приюте для животных "Добрый мир", который организовали волонтеры в Анапе, побывал корреспондент "РГ".
Эта собака по кличке Лось несколько раз спасала жизнь людям, предупреждая об обстрелах
Эта собака по кличке Лось несколько раз спасала жизнь людям, предупреждая об обстрелах / Юрий Гень/РГ

Уникум по кличке Лось

Вынужденные переселенцы Вячеслав и Татьяна Шталтовные приехали в Анапу пару месяцев назад. Сейчас они живут в пригороде курорта в небольшом арендованном доме. Они привезли с собой целых семь собак и восемь кошек! У каждого из четвероногих питомцев своя кличка и отдельная миска. После того, что вместе пережили в Херсоне, бросить пушистых супруги уже не могут. Оказалось, питомцы несколько раз спасали их от гибели.

Дом, в котором разместились Шталтовные, совсем маленький, одноэтажный, деревянный, выкрашенный синей краской. Перед ним - крошечный дворик с зеленым газоном. Когда подходишь, в комнате заранее слышны суета и шум, которые производят явно не люди. А едва открывается дверь, совершенно не ожидаешь, что к тебе бросятся обнюхивать не одна, не две и даже не три собаки!

- Не переживайте, у нас никто не кусается, - успокаивает Татьяна. Тем временем самая маленькая из собачек - Снежа - лает громче остальных, стремясь доказать, что она не на последних ролях. А вот самый большой пес, по кличке Лось, молчит вообще. Гладя на его, Вячеслав рассказывает:

- Это у нас главный герой. Без него я, может, и не разговаривал бы с вами, а уже лежал в могиле. Там, в Херсоне, так получилось, что наш дом был ну практически на линии соприкосновения. И обстрелы велись 22 часа в сутки. Так вот Лось всегда чувствовал, когда снаряды летели к нам - именно когда должны были взорваться рядом. Если недолет или перелет - он не беспокоился, хотя постоянно на стороже. А когда летело прямо по нам - он за полминуты или за 15 секунд начинал метаться, хватал за штанину, пытался меня куда-то увести. Я это понял и в тот самый опасный момент старался укрыться и всех наших животных спрятать. Был случай, когда Лось опять нас вот так "предупредил": мы только успели на пол все залечь, как рядом бабахнуло - и осколки веером по всему дому. Как раз там, где я стоял! Дыры в стенах - с кулак. И я могу вспомнить пару таких случаев, когда благодаря Лосю успевал запрыгнуть в укрытие или отбежать. А затем снаряд взрывался совсем рядом с тем местом, где я прежде стоял. Как собака понимает, куда именно прилетит - загадка. А ведь это не праздный вопрос: моего соседа как раз в те дни осколком убило.

Вячеслав отправил жену, Татьяну, в Симферополь. А сам остался с собаками и кошками - они для него как дети. Бросить их он не мог, а вывезти не получалось. Целый месяц, спасаясь от обстрелов, Вячеслав сидел в подвале своего дома вместе с четвероногими питомцами. От бесконечных взрывов было так страшно, что животные иногда впадали в панику, даже Лось: бросались на двери и стены, раскидывали вещи, носились из угла в угол. Один из котов Шталтовных - красавец по кличке Царь - не выдержал напряжения и умер. Во время одного из обстрелов от ужаса у него разорвалось сердце: из пасти пошла пена, лапы дергались в припадке, спасти его Вячеслав не смог.

Если так реагировали животные, можно только вообразить, что же пережили люди! Сам Вячеслав Шталтовный старается забыть произошедшее как страшный сон. Но о его состоянии красноречиво говорит лишь один факт: за месяц под бомбежками он похудел на двадцать килограммов.

Спасли от мороза

Геннадию Акимову 53 года, и он жил недалеко от Херсона, в селе Мирном, в частном доме, вел небольшое подсобное хозяйство. Так сложилось, что большую часть жизни он провел за границей, и после развода с женой бывшая супруга с детьми остались там. Вместе с Геннадием под Херсоном проживали и две его любимицы - питбуля Айя и Миня. Они и спасли своего хозяина, не дав ему насмерть замерзнуть.

Директор приюта для животных в Анапе "Добрый мир" Елена Давлятова помогает разыскивать и спасать тех питомцев, которые потеряли хозяев. Фото: Из личного архива Елены Давлятовой

Сейчас Геннадий живет в отеле в поселке Витязево под Анапой, как и многие другие люди, приехавшие из Херсона. Почти все уже получили сертификаты на покупку жилья и скоро сменят гостиничные номера на собственные дома и квартиры.

Мы встретились с Геннадием в холле гостиницы и поднялись в его номер. Когда он открыл дверь, навстречу бросился огромный бойцовый питбультерьер… и начал ласково облизывать своего хозяина, ластиться к нему, а затем - принялся обнюхивать меня.

- Это Миня, - рассказывает Геннадий Акимов. - К сожалению, осталась только она. У Айи отказали почки. Хотя уже здесь, в Анапе, ее отвезли в клинику и лечили. Возможно, все произошло из-за переохлаждения - как раз в те холодные ночи под Херсоном. Мой дом оказался на линии огня, и у него рухнула стена. А крыша обвалилась. Электричество отрубили, газа нет. Даже дров нет, чтобы печь затопить. Никакого спасения от холода. И уехать невозможно было какое-то время. А температура опускалась в темное время суток до минус пяти градусов. Это только кажется, что немного: я думал, что ночью замерзну насмерть и не проснусь больше. Спасли собаки. Приходили, ложились рядом вплотную и даже на меня забирались - и грели своими телами всю ночь. Как будто понимали. Вот так и удалось выжить. А потом, когда сказали, что жителей вывозят в Крым и на Кубань, я сразу согласился, взял собак и приехал сюда.

Геннадий рассказывает, что под бомбежками и обстрелами уцелел случайно. Помимо того, что его дом оказался полностью разрушен, каждый день рядом взрывалось не меньше пяти-семи снарядов.

- Если бабахнуло в 20 метрах от тебя - это считается очень далеко! А если в 50 метрах - то и вообще "не считается"! Вроде как не было ничего. Все остальные рвались гораздо ближе. Однажды я хотел уехать на своем мопеде - так снаряд ухнул прямо передо мной. Взрывом меня подняло - и в воздухе перевернуло! Очнулся на земле. Гляжу - мопед разбитый, в воротах от осколка дыра размером с теннисный мяч, в поле догорает моя пшеница, с головы капает кровь. Но остался жив. По своим собакам начал ориентироваться: они каким-то образом слышат, когда прилетит именно рядом, начинают лаять, метаться. Значит, надо срочно прятаться.

Хатико из Херсона

В спешке уезжая из-под обстрелов, люди не всегда успевали (а иногда просто не хотели или не было возможности) брать животных с собой. В результате в Запорожской и Херсонской областях домашние животные оказались брошены на произвол судьбы.

- Понятно, что надо в первую очередь заботиться о людях, - говорит директор приюта для животных в Анапе "Добрый мир" Елена Давлятова. - Но, когда есть возможность, надо позаботиться и о домашних питомцах.Сейчас мы смогли вывезти из Херсонской области 61 собаку и 55 кошек. Почти все были изможденные, некоторые - с ранениями, в том числе глаз, ушей. Таким мы даем кличку Пират, и они первыми идут на лечение. А после того, как поправляются, - ищем им хозяев через интернет. В этом волонтерском проекте участвуем не только мы, но и многие другие приюты для животных в Анапе, Новороссийске, Подольске (Московская область), а также много обычных людей-волонтеров. Работу координируем совместно.

По словам Елены Давлятовой, ярким примером судьбы домашней собаки из Херсона является уникальная история пуделя Макса. Его можно назвать своеобразным Хатико. Только финал здесь счастливый. Хозяйка Макса, Алина, оставила пса своим друзьям для присмотра, поскольку ей надо было на целый год уехать за границу на учебу. А взять собаку с собой не получалось. Макс очень скучал, но терпеливо дожидался, когда хозяйка вернется.

Кроме собак, волонтеры вывезли из Херсана также более 55 кошек, которые оказались брошены на произвол судьбы. Фото: Юрий Гень/РГ

А когда граница боевых действий подошла к Херсону, семья, на время приютившая пуделя, быстро уехала и бросила собаку одну. Макс стал дожидаться, когда люди вернутся. Может быть, даже с Алиной. Каждый день он выходил к калитке частного дома, где жил и наблюдал, что происходит. Но никто не возвращался. Постоянно что-то громко взрывалось, а по улицам ездили страшные гусеничные машины.

Так прошло несколько месяцев, пока, наконец, волонтеры не обратили внимание на грязного и исхудавшего породистого пса, который каждый день выходил к калитке разбомбленного дома. Поймать его удалось не сразу: Макс не хотел уходить. Когда пуделя все же доставили в Анапу, ветеринарам пришлось изрядно потрудиться, чтобы привести его в порядок.

Кстати

Елене Давлятовой все же удалось разыскать хозяйку Макса, Алину. Каково же было ее удивление, когда она узнала, что ее любимый пудель жив! Ведь ей сообщили, что он погиб под бомбежками. Алина к тому моменту была уже в Москве, и волонтеры отправили Макса ей на специальной машине для перевозки собак. Несмотря на долгое расставание, обстрелы и лишения, преданный "Хатико из Херсона" все-таки вернулся к своей хозяйке. И, наверное, человеку трудно вообразить всю радость, которую испытал этот преданный пес.