Почему и как рождаются в его голове карикатуры, Сергей, технарь по образованию, не может понять до сих пор. Шаржи на однокашников и комиксы он начал рисовать еще в школе, когда даже о существовании такого популярного сейчас жанра, как графический роман, никто не знал. Понятно, что зарубежные издания в СССР не попадали, и ориентировался юный художник-юморист в основном на комиксы про Пифа, публиковавшиеся в серьезном журнале "Наука и жизнь".
Несмотря на признание в узком кругу знакомых, по художественной стезе Сергей не пошел: сказалось влияние стереотипа о том, что карикатура - это несерьезно. Возможно, поэтому он не стремился ни к известности, ни к славе. И по сей день не только не собрал ни одной выставки, но вообще не вхож в круг профессиональных карикатуристов, которых на Урале несколько сотен. Шутит: "Как самоделкиным был, так и остался. Но не рисовать в этом жанре уже не могу".
- Пожалуй, самой весомой наградой за творчество стала жареная курица. Товарищам по офицерским послевузовским курсам настолько понравились карикатуры, что они украли для меня прямо с генеральского стола аппетитную птицу. Это блюдо в советские времена считалось деликатесом, поэтому трофей оценили и мигом обгрызли до косточек. А генерал потом долго разыскивал похитителей, - вспоминает своего "оскара" Сергей.
Об эмоциональной силе карикатуры говорят часто. Дерзкие рисунки порой лучше учебников истории отражают реалии. Сергей эти реалии помещает в обычные толстые тетрадки в клеточку - те, что иногда именуют амбарными книгами. Одни стопками хранятся в гараже, другие перебрались в квартиру. Мне Сергей показал только четыре, созданные в последнее время.
- Карикатуры у меня получаются не злые, скорее философские. Кажется, простенько, смешно, а начну рассматривать и понимаю: в штрихах заложен двойной, а то и тройной смысл. Глубоко можно копать, - рассуждает художник.
В советское время Кочук много рисовал героев популярных анекдотов или комедий, сказок, мифов, перемещая их в современную курьезную ситуацию. Рисунок с узнаваемыми героями без всякой подписи вызывал смех. Сергей хотел даже сборник анекдотов без слов выпустить, но помешали будничные проблемы: приходилось трудиться на стройке, чтобы заработать на квартиру для семьи. В девяностые появились новые персонажи: братки в спортивных костюмах, с мощными бицепсами и кулаками, чиновники-взяточники, супермены и так далее. Какие времена, таков и юмор.
Карикатура как всякое художественное произведение давно изучена и описана экспертами. Даже классификация имеется: бывает бытовая карикатура, политическая. Тренд последних лет - так называемый артун - сочетание серьезной графики и юмора. Термин ввели питерские художники. В какое из направлений вписываются творения народного художника, не знаю. Но точно отражают реалии.
Так получилось, что тетради с веселыми рисунками я рассматривала, расположившись напротив парка "Каменные палатки", под боком которого активно растет многоэтажный жилой комплекс. Глаз зацепился за карикатуру: новостройки наступают на лес, вместо деревьев пеньки, зверье осталось без дома. Смешного, конечно, мало, в нескольких штрихах - щемящая боль за природу.
- Когда-то на месте этих домов был небольшой лесок с болотцем, где росли удивительные желтые и алые цветы. Я часто приходил их рассматривать, а сейчас здесь асфальт, - грустно пояснил Сергей, поймав мой сравнительный взгляд. - Времена меняются, но тема бережного отношения к природе, по-моему, вечна. Даже в карикатуре.
Сказано это было не ради красивого словца. Представитель юмористического жанра настолько серьезно относится к жизни всякой твари, что регулярно устраивает акции: скупает у уличных продавцов еще живую, выловленную из речек рыбу или раков и… выпускает в ближайшие озера. На переселение порой уходят все выходные. Вот и своим ироничным рисункам Сергей хотел бы дать свободу, выпустив в большой мир.
В Екатеринбурге собираются открыть музей карикатуры. Как сообщил "РГ" создатель уникальной экспозиции художник Максим Смагин, уже определено здание, в котором разместятся постоянная экспозиция, залы для выставок и мастер-классов. Открытие намечается на конец лета, точный адрес Максим пока скрывает. Возможно, чтобы не сглазить - возрождение проекта стоило немалых усилий.
- Как ни странно, в Екатеринбурге, где за последнее время создано столько креативных арт-пространств, не нашлось места карикатуре - даже для временного показа или хранения собрания. Все экспонаты нашли убежище в цирке, - рассказал Максим Смагин.
Единственный в России музей карикатуры, созданный энтузиастами в 2017 году, проработал в Екатеринбурге чуть более пяти лет. Располагался он в самом центре города, в кинотеатре "Салют", но новый владелец здания не захотел дать крышу собранию произведений иронии и сарказма. Пришлось уложить в коробки и вывезти более трехсот экземпляров уникальной коллекции. В музее была представлена история возникновения мировой карикатуры. Оказывается, даже в Древнем Египте веселые картинки с подтекстом, начертанные на папирусе, были у народа в почете. Любопытно проследить, как карикатура трансформировалась на протяжении эпох, как создатели забавных зарисовок наполняли их глубоким смыслом.
- Карикатура всегда была интересным объектом для изучения, и относились к ней неоднозначно. В Англии издано семь томов, посвященных английской карикатуре. У нас пока нет ни одной серьезной книги, исследующей этот жанр. Безумно интересно находить информацию о том, как развивалась карикатура, на каких принципах она строится. Задача музея - поделиться смыслом и магией карикатуры с посетителями, - поясняет Смагин.