"Законопроектом предлагается увеличить пороговые значения сумм крупного и особо крупного размеров ущерба для целей квалификации преступлений в сфере экономической деятельности, - сказал председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. - Инициатива направлена на гуманизацию и либерализацию уголовного законодательства Российской Федерации и потому заслуживает внимания".
Законопроект внесен в парламент группой депутатов. Но, как подчеркнул Владимир Груздев, в целом государство в течение последних лет ведет системную работу по смягчению давления на бизнес. В том числе повышаются гарантии защиты бизнесменов от необоснованного уголовного преследования и чрезмерного наказания.
Глава правления АЮР также подчеркнул, что в УПК были внесены изменения, согласно которым поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях служат только материалы, направленные налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Это позволит существенно сократить количество возбуждаемых уголовных дел о налоговых преступлениях.
Авторы же предлагаемого законопроекта обратили внимание на еще одну проблему в данной сфере: индексация размера ущерба и размера преступной деятельности (в том числе дохода) в экономических преступлениях не проводилась на протяжении длительного периода времени.
"Это привело к тому, что степень общественной опасности преступления, совершенного на сумму 1 миллион рублей, в 2022 году значительно снизилась по сравнению с тем же преступлением, совершенным в 2011 году, а наказание осталось прежним", - подчеркивают авторы проекта.
Таким образом, повысив пороговые суммы, можно сократить число уголовных дел. Правительство России, высказав ряд замечаний, в целом поддержало проект.
По мнению адвоката, председателя МКА "Межрегион", доктора юридических наук Сергея Юрьева, проект заслуживает поддержки. "В целом, как думается, необходимо переводить эти деяния в сферу административных правонарушений, - говорит он. - Это обеспечит, с одной стороны, оптимизацию юридических процедур привлечения к ответственности и защиты предпринимателей. С другой - будет исключать факты необоснованного возбуждения уголовных дел, когда "преступный умысел" не доказывается стороной обвинения, а без каких-либо данных записывается в документы следствия, как будто преступный умысел внутренне присущ предпринимателю".