Им снова предстоит собирать горы старых покрышек по обочинам и закоулкам. Сколько водителей положат зимнюю резину на хранение, а сколько выбросят - такой статистики нет ни у кого, уверяет вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Корреспонденты "РГ" пошли от противного: узнали, сколько покрышек сдают в переработку там, где она есть.
Таких регионов немного. Но их "урожай" впечатляет. В Пензенской области за первые шесть месяцев программы утилизации собрали 1,3 тыс. тонн автошин. "Если построить автопоезд из мусоровозов, набитых вывезенными покрышками, то длина его была бы более семи километров", - так образно подвел первые итоги своей программы председатель Тульской региональной общественной организации "Экологическая защита" Вадим Баранов.
В Тульской области с прошлого года работает экологический проект "Без покрышек71". Вадим Баранов договорился с руководством крупного цементного завода, чтобы использовать там шины как альтернативное топлива. Эксперты проверили выбросы - все в норме. И в региональном минэкологии решили распространить проект на всю область. В каждом муниципалитете теперь есть площадки временного накопления шин, куда шиномонтажные мастерские, предприятия и жители могут бесплатно сдать покрышки. Когда собирается 100-150 штук, от завода приезжает спецмашина и все забирает.
В Пензенской области аналогичную программу запустил крупный бизнес - сам цементный завод, получив лицензию на работу с отходами IV класса опасности. Шины к ним и относятся. А при неправильном хранении и утилизации вполне могут перейти во II и даже в I , самый опасный класс, выделяя токсичные масла и опасные для людей и животных соединения.
Цементная печь, считают эксперты, самый оптимальный утилизатор шин. Зола получается без токсинов и становится частью клинкера, который используется для изготовления цемента. За март на завод только от населения привезли около 80 тонн шин. Площадки работают круглосуточно.
Программа переработки автопокрышек в Липецкой области стартовала четыре года назад. Автомобилисты складируют шины в строго определенных местах на городских площадках и во дворах. Компания - резидент технопарка вывозит их и перерабатывает в резиновую крошку. Это самый распространенный способ утилизации. Сначала извлекают металлический каркас и сердцевину и как лом отправляют на продажу. Текстиль - синтетическая вата с кусочками резины - идет на строительный утеплитель. А крошку используют и для покрытий, и для набивки спортинвентаря. В Липецкой области она идет на мягкое покрытие детских площадок.
Компания "Российский экологический оператор" определила семь регионов - лидеров по активности на Бирже вторичных материальных ресурсов. Среди них кроме Липецкой и Пензенской - Московская, Кемеровская, Белгородская, Орловская области и Красноярский край. По наблюдениям наших корреспондентов, программы сбора и утилизации шин хорошо идут в тех регионах, где уже сложилась культура сортировки мусора. Напомним, в рамках нацпроекта "Экология" и федерального проекта "Экономика замкнутого цикла" в стране преобразуется система обращения с отходами.
В Пензенской области нам рассказали, что труднее всего было объяснить людям: переработанная шина не опасна в отличие от той, что коротает свой век на клумбе в виде лебедя. СМИ региона помогли экоактивистам провести разъяснительную работу. И это сработало!
Но, увы, не везде. Пока утилизация шин не стала массовым делом по всей стране. Причин тому много. Но те, кто этим уже занимается, видят в проектах не только проблемы, но и реальные результаты. В Тульской области, например, удалось ликвидировать три большие несанкционированные свалки покрышек. Что касается цементных заводов, то, используя покрышки в качестве топлива, они экономят на газе. По словам Баранова, первое время у завода даже была прибыль. Но теперь, когда ездить за шинами приходится и за 200 километров, вышел на ноль. Но отказываться от проекта не собирается.
Видят выгоду и в Пензенской области. Если линию по утилизации покрышек загрузить полностью, то в год она заместит до 10% газа. Используют отходы как альтернативное топлива в Калужской области и подмосковной Коломне. "В Европе есть заводы, на 95% работающие на топливе из отходов", - замечает руководитель проекта "Альтернативное топливо" Елена Кошкина. Она считает, что "каждый может внести свой вклад и изменить ситуацию с бездумным использованием опасных отходов на дачах и во дворах".
Сергей Подойников, исполнительный директор Ассоциации производителей и импортеров "ЭкоШинСоюз":
- Вообще сбор легковых шин нерентабелен. Утилизатор может существовать, если собирает покрышки у крупных автотранспортных предприятий. Получает от них деньги, производит резиновую крошку и продает ее. Модель работает!
Но когда мы начинаем сбор шин у населения, она ломается. Здесь утилизатору нужна финансовая помощь. Наша ассоциация как раз и помогала. В прошлом году мы сотрудничали с 30 утилизаторами. Считаю, производители и импортеры должны быть вовлечены в механизм расширенной ответственности. И необходимо единое отраслевое объединение, которое создавало бы и координировало системы сбора и утилизации шин по всей стране.
Владимир Аленцин, председатель совета Фонда рационального природопользования:
- Проблема и в том, что у нас нет эффективных российских линий по переработке всей номенклатуры шин, которые были бы адаптированы и к относительно небольшим регионам.
Следующий вопрос- сбыт продукции. Потребление уменьшается. Особенно это заметно в сегменте благоустройства - для детских и спортплощадок спрос сократился. Сказывается и нерешенность вопроса импорта на территорию Таможенного союза. Как ни странно, до последнего времени в Россию ввозили шины, переработанные в Польше, Италии, Испании и Португалии. Чтобы наша отрасль развивалась, мы должны категорически закрыть ввоз продуктов переработки шин из недружественных стран.