Как реализовать в отдаленном островном регионе высокотехнологичный проект своими силами

В 33 школах Сахалина и Курил начались уроки, посвященные беспилотным летательным аппаратам (БПЛА). Дети от мала до велика изучат устройство дронов, получат навыки их пилотирования, а те, кто постарше, освоят азы сборки, калибровки, а также программирования и обслуживания беспилотников. Комплекты учебных дронов не придется везти с материка - производство организовано в Южно-Сахалинске, как и подготовка преподавателей.
Сахалинские инженеры постоянно улучшают конструкцию дронов. Проектирование - процесс бесконечный
Сахалинские инженеры постоянно улучшают конструкцию дронов. Проектирование - процесс бесконечный / Александр Филимоненко/РГ

Пилотные беспилотники

Южносахалинская гимназия №1 носит имя А.С. Пушкина. Как следует из названия, она гуманитарная. И одна из пилотных по беспилотникам - попала в первую волну.

- По части новаций мы всегда "впереди планеты всей", поэтому спокойно принимаем любые вызовы, - рассказывает директор гимназии Татьяна Чуприкова. - Запрос на инженерно-техническое направление в последние годы серьезный, и мы стараемся его развивать. У нас есть инженерные кабинеты, а в следующем учебном году на базе нашей гимназии откроется кванториум.

По словам директора, образовательные учреждения сами решают, как организовать уроки, посвященные БПЛА. Некоторые вводят их в школьный курс информатики. В первой гимназии уроки включены в предмет технология, где они должны удачно дополнить профориентационный раздел. В начальной школе занятия станут одной из форм допобразования.

Самым юным гимназистам, прямо скажем, повезло с наставником. Учитель начальных классов Екатерина Борисова серьезно увлечена скрэтч-программированием, которое используется и для беспилотников. Кроме нее специальные курсы окончили трое коллег - два учителя технологии и один информатики.

- За пять дней всему научились, - шутит преподаватель технологии Леонид Завьялов. - Я впервые держал дрон в руках, раньше видел его только издали. На курсах мы занимались сборкой-разборкой БПЛА, ну а самое интересное, конечно, - пилотирование. Я рвался на эти занятия, и мне все понравилось. Жаль времени было мало, больше хотелось попрактиковаться.

Коллега Завьялова, учитель технологии Наталья Лебедева показывает ряды паяльных станций в кабинете. По ее словам, осваивать пайку дети будут на печатных платах от старых телевизоров. Пока учебное оснащение не поступит полностью, гимназия воспользуется возможностями областного кванториума, который находится неподалеку.

- Ребята будут приходить к нам на практические занятия. А на уроки в начальные классы мы привезем свое оборудование, - говорит директор регионального ресурсного центра "Кванториум" Александр Панекин. - Вместе с гимназистами практикуются и учителя, наращивают свои компетенции по беспилотникам.

Интересно, что практически в каждом классе есть юные знатоки БПЛА. Учителя говорят, что их помощь будет большим подспорьем на уроках, однако для таких продвинутых учеников, наверное, нужна особая учебная программа.

Семиклассник Дмитрий Рожковский посещал кванториум и с дронами на "ты". Парень говорит, что беспилотник, который они будут собирать и осваивать в гимназии, подходит для новичков, поэтому процесс не займет у них много времени. Было бы желание и интерес.

- Управлять им довольно просто. Аппарат качественный, устойчивый, да и камера у него очень хорошая, - перечисляет Дмитрий.

До конца учебного года 55 школ "обкатают" уроки по сборке, пилотированию и программированию БПЛА. С 1 сентября новацию запустят по всей Сахалинской области

По словам восьмиклассницы Олеси Шевяковой, знания о дронах в дальнейшем ей вряд ли пригодятся. Впрочем, девочка тут же добавляет, что любой навык в жизни не будет лишним.

Восьмиклассница Таисия Гончарук рассказывает, что беспилотник ей подарили родители. Она сама разобралась с девайсом и освоила пилотирование. Считает, что набралась опыта.

- "Квадрики" - довольно важная часть нашей жизни, - по-взрослому рассуждает школьница. - Они применяются в самых разных сферах - в военных и в научных. Очень много других направлений. Я бы поглубже изучила эту тему, потому что мне интересно.

Родители сахалинских школьников новации в образовании одобряют. Оказалось, многие используют беспилотники в работе и большинству не нужно объяснять, зачем ребенку знания и умения по обращению с дронами.

За оставшиеся месяцы нынешнего учебного года пилотные школы, число которых вырастет до 55, "обкатают" новацию. С 1 сентября ее планируется запустить по всей островной области. К этому времени все образовательные учреждения Сахалина и Курил получат необходимое количество дронов.

Не на коленке

- Всего сделаем 1956 комплектов БПЛА для 104 школ области, - говорит гендиректор сахалинской компании "Тезона" Дмитрий Митяев.

В производственном помещении, которое находится в южносахалинском IT-парке, в ряд стоят семь 3D-принтеров. Денно и нощно они трудятся над корпусами для дронов. Одновременно печатается две детали. Один принтер - один корпус в сутки. Вскоре парк 3D-принтеров компании расширят. На подходе еще восемь аппаратов. Итого будет 15. Если поднапрячься, можно выпускать до 300 комплектов БПЛА в месяц.

- Наша задача - изготовить корпуса, рамы, крепежные элементы. Скомпоновать комплектующие: мини-компьютер, полетный контроллер (автопилот), устройство ввода-вывода информации, двигатели, регуляторы оборотов. А еще написать инструкции, методички, - перечисляет Дмитрий Митяев.

Понятно, что вся "комплектуха" - завозная, импортная. Чтобы ее добыть, сахалинцам, по их же словам, приходится проявлять чудеса эквилибристики.

- Это квест, игра-мозгобойня. Из-за постоянного усиления санкционного давления нам приходится сталкиваться с массой разных проблем. Например, с заменой поставщиков. Старые проверенные связи рушатся в связи с отказом партнеров отправлять в Россию подсанкционные товары. Приходится менять банки, потому что они периодически попадают в санкционные списки и не могут осуществлять международные платежи. Кроме того, есть общий дефицит электронных компонентов, - отмечает гендиректор.

Дроны для компании - лишь одно из направлений, но оно стратегически важное. В школьный проект инвестированы исключительно собственные средства.

Сахалинцы будут выпускать комплекты трех моделей дронов для школ. 130-граммовый "Пиксель" модульной сборки по своим параметрам годится для робототехнических соревнований. Он рассчитан на ребят до 12 лет. БПЛА "Оса", который может взмывать на километр, подходит для подростков до 18 лет. Беспилотник самолетного типа "Орленок" с вертикальным взлетом и посадкой - серьезный аппарат с 1,2-метровым размахом крыла для старшеклассников и взрослых людей.

Главная задача, по словам сахалинских энтузиастов БПЛА, сделать дрон простым и безопасным для детей. Ключевое слово - прочность. Крыло для "Орленка", например, попробовали изготовить из экструдированного пенополистирола с карбоновыми вставками для жесткости. Тест показал - разбить такое изделие практически невозможно. Проектирование, улучшение учебных БПЛА продолжается.

- Мы сами разрабатываем и изготавливаем изделия, так что разговоры о сборочном производстве - это не про нас, - уверен Дмитрий Митяев. - Да, вся электроника китайская. Но где российская? Ее нет. Мы бы брали отечественные комплектующие, даже если бы они стоили в два, три, пять раз дороже импортных. На конечной стоимости изделия это, кстати, не сильно бы отразилось.

Когда цех показали вице-премьеру Дмитрию Чернышенко, о сахалинском производстве узнали и на материке. Люди стали звонить, приезжать. Посыпались предложения и запросы, в том числе от крупнейших российских концернов. Справиться с этим валом сахалинцы пока не могут, но заявки принимают и производят предварительные расчеты.

А еще продолжают обучать учителей школ. У компании есть лицензия на образовательную деятельность и собственный учебный центр, созданный для того, чтобы подтягивать цифровые компетенции людей. Именно здесь с декабря прошлого года преподаватели технологии и информатики получают знания о беспилотниках. Уже четыре потока учителей освоили ее.