Созвучие Прокофьева и Симонова вдохновило самарских зрителей

Самарский академический театр оперы и балета имени Шостаковича представил премьеру музыкально-литературного проекта "Александр Невский. Ледовое побоище". Больше 150 музыкантов, хористов, чтецов, солистов и, конечно, дирижер Евгений Хохлов (он же автор идеи и худрук театра) бились за высоту искусства, чистоту истории и зрительское признание.
Пресс-служба Самарского театра оперы и балета

В результате была одержана полная победа. Возможно тут не обошлось и без мистики, ведь дата премьеры и исторической битвы на Чудском озере пришлась на один и тот же день, 5 апреля, правда с разницей в восемь с лишним веков.

В основу нового проекта легли творения двух гениев - Сергея Прокофьева, музыкой его кантаты "Александр Невский" к одноименному фильму Сергея Эйзенштейна. И поэта, драматурга и военкора Константина Симонова его стихами из поэмы "Ледовое побоище".

"И, если гром великий грянет. Над сворой псов и палачей Для нас все так же солнце станет. Сиять огнем своих лучей". Если к патетике этих симоновских строк добавить кинематографичность музыки Прокофьева, где каждый пассаж - уже действо, легко можно представить накал энергии. Вынести такое и донести до слушателей смог актер самарской драмы Денис Евневич, честно признавший, что и его "иногда зашкаливало, учился слушать музыку и одновременно абстрагироваться от нее".

- Когда мне предложили участие и назвали две фамилии - Симонов и Прокофьев, я, не думая, не зная ничего, сразу сказал - да, да и еще раз да! Мне хочется, чтобы это событие для самарской культуры стало историческим, - поделился Денис в беседе с корреспондентом "РГ"

Любые параллели в истории столь же условны, сколь и закономерны. От того история древнерусского князя Александра Невского, одержавшего победу в битве с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года находит много отзвуков в дне сегодняшнем. Удивительно другое, что и Симонов, и Прокофьев, работавшие над этой темой в 20 веке, так же как авторы нынешнего самарского проекта, предчувствовали ситуацию задолго до ее кульминации.

- Я больше двух лет назад уже мечтал исполнить кантату Сергея Прокофьева "Александр Невский" с нашим оркестром и хором, - рассказал Евгений Хохлов. - Но мне хотелось показать это монументальное произведение как театральное представление. И вот когда на глаза попалась поэма Константина Симонова "Ледовое побоище", я понял, что они идеально подходят к друг другу - по времени, по духу, по эмоциям.

Маэстро признал, что на реализацию проекта не было потрачено никаких дополнительных бюджетных средств, если не считать нескольких тысяч рублей, заплаченных за использование исторических рисунков, которые транслировались на заднике сцены. Все остальное сделали своими силами и, судя по реакции публики, старания были не напрасны. Кстати, среди слушателей в зале было много участников СВО и члены их семей. Такое единение сцены и зала символизировало и общественное единство. "Это наш вклад, как артистов, реакция на вызовы времени, на те испытания, которые сейчас переживает наша страна", - добавил Евгений Хохлов.

В ближайших планах, как признала региональный министр культуры Ирина Калягина, донести это произведение до максимального числа молодых слушателей, в частности, за счет проекта Пушкинской карты.

Сами же исполнители мечтают прибавить действу еще мощи, перенеся его из театрального зала под открытое небо. Например, исполнив композицию на главной площади города в День победы, и конечно сохранив ее в постоянном репертуаре театра.