07.04.2023 00:00
    Поделиться

    ЕГЭ не сдается

    Министр Сергей Кравцов отвечает на самые острые вопросы учителей, родителей и журналистов "РГ"
    Профессия учителя - самая главная на земле, "профессия дальнего действия", как говорил Роберт Рождественский. С этих слов в Год педагога и наставника в редакции начался "Деловой завтрак" с министром просвещения Сергеем Кравцовым. Рассказываем самое важное уже сейчас.

    Сергей Сергеевич, тема номер один, как ни крути, ЕГЭ. В очередной раз заговорили о его возможной отмене. Дайте информацию из первых рук: ЕГЭ сдается или нет?

    Сергей Кравцов: Давайте для начала вспомним хотя бы 2013-2014 год. Я тогда, кстати, тоже был гостем "Российской газеты" - в должности главы Рособрнадзора. Тогда вокруг ЕГЭ были разные ситуации: утечки заданий, ЕГЭ-туризм, тесты... Но самое главное - экзамен в ряде регионов проходил необъективно. Помню письмо выпускницы из Красноярского края, буквально крик души: "Уважаемый Сергей Сергеевич! Я готовилась к сдаче экзамена, училась, не списывала. Мне очень обидно, что где-то эта процедура проходила не так, кто-то просто заранее получил задания. Как же так?".

    Что сейчас? Тестовая часть исключена, все задания составлены так, чтобы оценить именно творческие способности школьника: умение мыслить, рассуждать. После экзамена в своем личном кабинете каждый школьник может посмотреть свои результаты, причем не через 2-3 месяца, как в некоторых странах, а в течение 5-7 дней. Можно подать апелляцию, есть досрочный период. То есть ЕГЭ совершенствуется. У нас равные условия для каждого выпускника 11-го класса, где бы он ни учился, где бы ни жил. Этот ключевой принцип нужно сохранить.

    То есть нынешнее поколение школьников точно будет жить при ЕГЭ?

    Сергей Кравцов: Я бы сказал так: при объективном экзамене. Главное - дать возможность каждому школьнику вне зависимости от достатка родителей, вне зависимости от того, где он проживает, сдать объективный экзамен. Если кто-то предложит другую форму, которая гарантирует объективность, обеспечивает сдачу экзамена по месту проживания, мы рассмотрим предложения. Но пока их нет.

    Открою секрет: в 9-м классе я работал санитаром в детской республиканской клинической больнице, чтобы пройти практику и потом получить льготу для поступления в медицинский институт. Хотел быть детским врачом. Занимался с репетиторами по биологии, химии из того вуза, куда собирался поступать. А за год до поступления моим родителям сказали, сколько это поступление стоит. Таких денег у нашей семьи не было. И тогда мой выбор пал на педвуз, потому что педагог, как и врач, помогает детям. Мы хотим вернуться в такое время? Думаю, нет.

    Вопрос с новостных лент: вернется ли в школы предмет "черчение"? Об этом просят инженеры, конструкторы...

    Сергей Кравцов: А оно не уходило из школы. Да, в определенный момент его исключили из перечня отдельных предметов. Но модуль черчения сегодня есть в учебном предмете "Технология". Черчение преподается в инженерных классах. Регион может ввести его изучение в рамках внеурочной деятельности.

    Я не сторонник каких-то кардинальных, сиюминутных решений в системе образования. Все решения должны быть выверены, и мы должны быть стопроцентно уверены, что это пойдет на пользу. Но раз вопрос прозвучал, мы его обязательно обсудим со специалистами. Поймем, как можно улучшить ситуацию. Возможно, в предмете "Технология" мы усилим компонент, связанный с черчением.

    Много вопросов пришло от наших читателей-педагогов. Один из самых острых - о зарплатах. Миссия у учителей по всей России одна. Почему зарплаты такие разные? Будет ли что-то меняться?

    Сергей Кравцов: Зарплата учителя, несомненно, должна быть достойной. А еще прозрачной, чтобы каждый педагог понимал, как она начисляется. Мы сегодня разрабатываем единые требования к системам оплаты труда педагогов в регионах, когда четко регламентируем ставку, компенсационные выплаты, предусмотренные законом, и то, за что могут выплачиваться стимулирующие выплаты.

    Напомню, была поставлена задача довести среднюю зарплату учителя до средней зарплаты по экономике того или иного региона. Почему именно так? Потому что в каждом субъекте свой размер потребительской корзины: разная стоимость услуг, разная стоимость товаров. В 2011 году средняя зарплата учителя по стране составляла чуть больше 13 тысяч рублей. Сегодня - более 45 тысяч.

    В 2011 году средняя зарплата учителя составляла чуть больше 13 тысяч рублей. Сегодня - более 45 тысяч

    Кроме того, есть доплаты за классное руководство - 5 тысяч рублей. Их ежемесячно получает каждый классный руководитель независимо от региона. Это не отменяет никаких региональных и муниципальных выплат. Мы за этим очень внимательно следим. В разных регионах есть программы поддержки учителей, сохраняются компенсационные выплаты. Продлена программа "Земский учитель", когда учителю, который едет в сельскую местность, выплачивается миллион рублей, а для Дальневосточного федерального округа - два миллиона. Меняются условия труда учителя: идет строительство новых школ, реализуется президентская программа по капремонту школ. Новые учебные заведения появляются уже со всем необходимым оборудованием. Но мы понимаем, что эту работу по поддержке педагога нужно продолжать.

    Полный отчет о "Деловом завтраке" читайте в одном из ближайших номеров "Российской газеты".

    Поделиться