Про традиции проходят и мастер-классы, творческие встречи актеров, режиссеров со студентами творческих вузов. Не для широкой публики и не для журналистов.
Провел такую встречу и Константин Хабенский, художественный руководитель - директор театра и просто любимый, популярный, знаменитый актер. На сцене, в декорациях спектакля Константина Богомолова "350 Сентрал-парк Вест, NewYork, NY 10025" по пьесе Вуди Аллена (его будут играть вечером).
Ажиотаж невероятный! Зал заполнен до предела. Располагались где только можно: когда уже негде было ставить стулья и закончились подушки - на ступеньках, на полу, стоя у стены…
Актер сразу спросил, был ли кто из ребят на прошлой встрече - в 2022 году. И сказал: "Это не вечер поэзии. Не пластические этюды. Просто рабочая встреча. Готов ответить на вопросы по профессии".
Будущие артисты и режиссеры - театра, кино, телевидения - были очень активны. Буквально каждому хотелось задать вопрос - и не один. Для начала спросили:
Какую роль или работу в своей жизни вы считаете самой сложной?
Константин Хабенский: Последняя работа - самая сложная: худрук Московского Художественного театра. Пытаюсь сделать так, чтобы было интересно не только мне, но и зрителям, которые приходят в театр. Это только начало. Я предполагаю, что конца этому делу нет. Ответа на вопрос "Как вы с этим справились?" у меня не будет. Потому что аппетит приходит во время еды. Уже много что мы придумали. Например, премию от Художественного театра для молодых людей - до 35 лет. Такого еще не было прежде в нашем театре. 27 марта мы вручили награды в первый раз и надеемся, что это станет традицией.
В этом сезоне планируется 14 премьер - это много. У нас три сцены: Основная, Малая и Новая экспериментальная. Запустили конкурс "Прилет Чайки" среди киношников - студентов и выпускников московских киношкол. Так как нашему театру в этом году исполняется 125 лет, хронометраж фильма - 125 секунд. Заявки принимаем до 9 апреля.
Много чего хочется сделать. Вроде бы жизнь у нас в театре забурлила. Вместе с "Роскомосом" придумали новую традицию для космонавтов: перед тем как полететь в космос, они приходят на премьеру в МХТ.
Вывод делаю один: если тебе интересно, если собираешь вокруг себя команду, то все по силам.
Петербург - родной город Константина Хабенского. Он родился в Ленинграде. Окончил ЛГИТМиК в 1996 году. Работал в Театре имени Ленсовета. Был занят в спектаклях Юрия Бутусова, которые гремели на всю страну: "Войцек", "В ожидании Годо", "Калигула", "Смерть Тарелкина". В 2002 году переехал в Москву, по приглашению Олега Павловича Табакова вошел в труппу МХТ им. А. П. Чехова.
На встрече Константин Юрьевич вспомнил, как до поступления в институт работал осветителем в театре "Суббота", там же стал актером третьей категории. А уже потом стал учеником Вениамина Фильштинского ("Это мощная актерская школа. Мы вышли из мастерской Вениамина Михайловича с огромным желанием работать. Мы горели"). На встречу пришли студенты и выпускники выдающегося мастера. К слову, в День театра его наградили премией "Золотая маска" - "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства".
Говорили об актерском амплуа. О работе над ролью. Как справляться с зажимом на сцене? Спросили, как рождался спектакль "Не покидай свою планету", который некоторым посчастливилось посмотреть накануне…Это фантазия на тему "Маленького принца" Сент-Экзюпери, созданная тремя маэстро: Константин Хабенский играет сразу все роли, Юрий Башмет дирижирует на сцене камерным симфоническим ансамблем "Солисты Москвы", Виктор Крамер поставил спектакль.
Если играешь спектакль на протяжении двух лет, как не уйти в рутину?
Актер поделился собственными наблюдениями: "Кому-то спектакль надоедает еще до премьеры, кому-то - спустя 10-15 лет, бывает такое, в силу возраста: человек вырастает и понимает, что ему уже некрасиво играть эту роль и нужно передать ее более молодому актеру. Я, например, долго находился в поиске спектакля "Белая гвардия", у меня на каждом спектакле была попытка вскрыть материал, но честно скажу, так и не получилось докопаться…Бывает и так".
Многие вопросы вызывали у актера улыбку. Скажем, такой:
Как попасть в звезды? Где пункт приема?
Константин Хабенский: А вы учитесь на актрису? Для чего в эту профессию решили прийти? Главное - не записывать себя в звезды. Пусть это сделают другие.
Так ли уж нужно и важно ли обучение в вузе будущему актеру?
Константин Хабенский: Можно и без обучения. В первую очередь - через кино. И бывают блестящие, талантливые люди, которым, наверное, не нужна школа. На мой взгляд, школа нужна для того, чтобы, собираясь коллективом и работая на сцене, в репетиционном зале либо на съемочной площадке, артисты быстрее находили общий язык. И важно слушать мастера - если вы ему доверяете.
Как молодым, начинающим режиссерам поработать с артистами МХТ?
Константин Хабенский: У нас есть творческая лаборатория "АРТХАБ" (проект МХТ по поиску новых театральных имен и форм. - "РГ"). Правда, только пять заявок выходят на сцену. Дерзайте.
Спросили: "Актерская профессия - это работа или талант?" Константин Юрьевич считает: это работа, а потом уже талант.
Были вопросы не только о театре, но и о кино. О фильме "Собибор" - об узниках нацистского лагеря смерти, где Константин Хабенский дебютировал в качестве режиссера, а также сыграл.
И такие серьезные, философские вопросы от совсем юных, вчерашних школьников: "Что делать, если разочаровался в людях?", "Мы учимся четыре-пять лет, дайте совет: как избежать ошибок?", "У вас бывает полное истощение от работы?"
Чем вы вдохновляетесь, когда все валится из рук?
Константин Хабенский: Понимаю: сегодня - не мой день. И выдыхаю. Завтра будет лучше. Но это приходит с жизненным опытом.