Книга, выпущенная издательством "Нестор-История", состоит из пяти разделов, объясняющих, как двигалась творческая мысль писателя при создании произведений. Автор раскрывает значение скрытых и явных аллюзий, рассказывает об особенностях повествовательной манеры Достоевского, философских концепциях его персонажей. Кроме того, в книге освещаются самые актуальные вопросы публикации произведений и рукописей Достоевского в XXI веке.
Монография построена на анализе широкого круга текстов, включая воспоминания современников писателя, его письма, черновые записи к произведениям, изобразительные материалы, а также содержит новые сведения о творческом процессе, истории создания романов. Константин Баршт выдвигает новые версии прототипов ряда произведений, раскрывает смысл не прочитанных ранее записей в тетрадях, анализирует перспективы инновационных текстологических решений при изучении и публикации черновых рукописей писателя, а также роль, которую сыграло в его жизни и творчестве знакомство с трудами Александра Бухарева (архимандрита Феодора).
Как отметил автор монографии, Федор Михайлович во многом разделял религиозно-философские взгляды Александра Бухарева, труды которого оказали огромное влияние на творчество писателя. Особенно это касается романов "Бесы", "Подросток" и "Братья Карамазовы". Ученый привел в пример цитату Василия Розанова о том, что архимандрит Феодор "дал церковную форму, церковное выражение тем идеям и движениям души, которые гораздо позднее нашли светское, и притом гениальное, выражение в Достоевском".
Известно, что рукописи писателя пестрят портретными зарисовками, мужскими, женскими и детскими лицами, а также архитектурными рисунками и каллиграфическими прописями. При создании своих произведений он, как и Пушкин, не обходился без рисования, целью которого было изобразительное формулирование "лица идеи" своего персонажа. Несколько тысяч рисунков и каллиграфических записей находятся в черновиках писателя ко всем его произведениям. Журналистов заинтересовали изображения дубовых листьев на страницах рукописей "Преступления и наказания", и филолог разъяснил смысл их появления в процессе создания этого произведения.
- В полуфеодальной культуре России XIX века граница между социально устроенными и социально обиженными гражданами пролегала по линии, на которой важную роль играли чины, знатность, родовитость, ордена и другие знаки отличия. И "дубовые листочки" были символом судьбы человека. Официальный мундир гражданина или имел, или не имел дубовых листочков на шитье обшлагов верхней одежды, и это определяло то или иное русло, в которое направлялась его жизнь. Дубовые листья напоминали и золотое шитье "его превосходительства", и мундир Наполеона Бонапарта и пряжку "За безупречную службу", которая была у отца Достоевского и от которой он, как и его герой Раскольников, решительно отказался - в споре со своим опекуном уволившись со службы ради свободного писательского ремесла. Рисуя, Достоевский подключал к своей работе изображения дубовых листьев как символ "перегородки", отделявшей свободу от несвободы, существование по накатанной колее, ведущей к чинам, богатству и социальному успеху - и нелегкую, но свободную жизнь профессионального художника слова, - пояснил автор книги.
Исследователь призвал читателей не делать поспешных выводов о том, что рисунки - лишь добавочный, боковой способ творческой реализации писателя. По его мнению, они связываются с ассоциациями, которые ложатся в основание метафоры, сюжетного события, идеи героя.
Отвечая на вопрос журналистов о реализме Достоевского, специалист подчеркнул, что писатель откровенно недолюбливал это слово и даже определял свой творческий метод как идеализм, в основе которого было стремление говорить "правду и дело".
Последние главы книги повествуют о новом проекте по созданию цифрового собрания рукописей Достоевского, осуществляемом под руководством Константина Баршта. История этого проекта началась еще в 1993 году, когда впервые обсуждался вопрос об объединении в цифровой формат всего творческого наследия писателя. Проект находится в стадии реализации благодаря поддержке Российского научного фонда.
- Новое информационное пространство страны и мира должно со всей очевидностью базироваться на высших культурных ценностях, объединяющих народы и национальные культуры, к которым, несомненно, принадлежит и наследие Достоевского, творческий процесс которого воплощает собой высочайший уровень гуманитарной культуры, - подчеркнул Константин Баршт.