Идея создать такой катер возникла в результате необходимости быстрого и точного сбора информации о состоянии морской среды и ее жителей. Обычно для таких исследований специалистам требуется уходить в открытое море. Новая разработка не потребует присутствия человека, и сам катер сможет выполнять поставленные задачи в любых условиях морской среды. Например, проводить комплексное гидроакустическое исследование мелководных районов, получать площадные съемки дна и объектов или разрезы придонных слоев грунта, а затем в дистанционном режиме их передавать.
По словам руководителя конструкторского бюро, доцента кафедры электрогидроакустической и медицинской техники института нанотехнологий Петра Пивнева, принцип работы состоит в использовании современного малогабаритного гидролокатора бокового обзора и параметрического профилографа. Причем оба гидрологических прибора были разработаны также в университете с участием студентов конструкторского бюро, а затем внедрены в жизнь.
Судно, оснащенное инновационным оборудованием, уже прошло испытания на территории Таганрогского залива и выявило наличие опасных объектов и мусора в прибрежной зоне.
- Мы использовали безэкипажное судно при мониторинге потенциально опасных объектов в прибрежной зоне, - рассказал один из разработчиков, студент 4 курса Дмитрий Левченко. - В ходе испытаний были выявлены затопленные покрышки, скопления пластикового мусора, а также фрагменты деревьев, представляющие опасность для отдыхающих. Комплекс показал себя эффективным, его разрешение позволяет оперативно определять объекты, находящиеся на дне. А высокая мобильность катера позволила в короткий срок выполнить исследование даже на небольшой глубине, где обычным судам ход запрещен.
Безэкипажный катер будет выступать в качестве платформы для испытания новых изделий и проведения экспериментов.
В приобретении необходимого оборудования создателям проекта помог внутренний грант ЮФУ для развития студенческих научных объединений Южного федерального университета, отметили в центре общественных коммуникаций вуза, упомянув, что ребята начали разрабатывать судно без пилота еще до поступления в университет, начав с проектировки его корпуса, а став студентами, воплотили идеи.