И главное открытие - российская авторская анимация, наконец-то, вышла из ямы, в которую упала в 90-е годы вместе с нашим кино. И теперь, по мнению критиков и продюсеров, переживает бум своего развития.
Появились и новые мощные художники, и новые школы, и жесткая конкуренция на фестивалях. В том, что мы имеем дело с новым культурным явлением, а не с междусобойчиком непризнанных гениев, могли убедиться и зрители, пришедшие в Дом кино. Здесь показали одни из самых ярких картин последнего времени.
Среди лауреатов Суздальфеста-2023 Анна Климанова, она создала четырехминутный мультфильм "о мальчике, который ищет выход из больших проблем" - "Прощайте, люди!". Приз "Прорыв" памяти Александра Татарского режиссеру вручал легендарный Юрий Норштейн, что само по себе выглядело символично - передача эстафеты молодым. При этом сами молодые говорят, что своей профессией они, прежде всего, обязаны соцсетям и новым технологиям, а потом уже "Ежику в тумане" и "Сказке сказок".
- Благодаря соцсетям я поняла, что мультфильмы не существуют сами по себе, как это казалось в детстве, и что за каждым фильмом есть автор, к тому же благодаря соцсетям можно моментально поделиться своей работой, - говорит Анна Климанова. - Также большую роль играет появление и доступность разных анимационных приложений для телефона. Мой двоюродный брат делает восхитительные маленькие анимационные ролики на телефоне.
Но не одними приложениями едины, в России все больше появляется мест, где молодые художники могут от режима "любитель" перейти в режим "профи". Та же Анна Климанова на "Суздальфесте" участвовала в номинации студенческого кино, в этом направлении нынче тоже рекорд - 132 заявки, 33 из них отобраны в конкурс.
- Специалистов по анимации стали готовить не только в профильных вузах, таких как ВГИК, СПбГИКиТ, но и в непрофильных, которые открывают у себя анимационные факультеты, что очень радует - растет количество школ, студентов, фильмов, и, соответственно, техник, подходов, - говорит директор "Суздальфеста" Александр Герасимов.
Но есть ли этой молодежи, о чем говорить со своим зрителем? И здесь нужно однозначно ответить - в отличие от молодых режиссеров в российском кино, в анимации все хорошо не только с подходами, но и со смыслами, чувствами, идеями. То ли потому что в анимации зачастую художник, автор и режиссер это один и тот же человек, и никакие посредники в виде продюсеров не могут вмешаться в его творчество, то ли потому что многие мультипликаторы не пытаются подражать Западу, а ищут свой путь. Вот и обладатель гран-при "Суздальфеста" Анастасия Жакулина - ее фильм "Светлые души" по рассказу Василия Шукшина действительно маленький шедевр - хоть и называет среди своих ориентиров Федора Хитрука, Уолта Диснея и Хаяо Миадзаки, но подчеркивает: "Этот ориентир не в плане подражания, а скорее мощности воплощения и любви к анимации, может даже погружения в нее".
В фильме Анастасии Жакулиной отлично прослеживается тенденция современной авторской анимации - она сплошь и рядом о переживаниях женщин. А чьих же еще - если чаще всего женщины сегодня и создают рисованные миры. И рисованный тут не значит выдуманный.
В картине "Полынь-25" Нади Гольдман героиня бегает от мужа к соседу-любовнику, страдает в баре и в своей квартирке, переполненной тараканами, пытается выбраться из детской фобии - разве не знакомо? А Елизавета Скворцовой нашла героиню своей короткометражки в реальном газетном заголовке "Сожитель омички откопал в огороде своего предшественника". В паузах между закатыванием огурцов и перекурами на балконе, бедная омичка вынуждена смотреть новости, которые, как окажется, не абсурднее, чем ее жизнь: "Роды медведицы на трассе заставили плакать 18 неженатых акробатов", "Кузбассовец не смог узнать трактор и катался на нем в гараже"… Все в нарисованном фильме закончится хорошо, но грустно. И такие финалы тоже в современной анимации не редкость - вроде все живы и даже у всех семья и дом, но душа не на месте. Чисто русский хэппи-энд.
В поисках героев художники выходят не только в интернет, но и в реальную жизнь. Будь то пляж, торговый центр или скамейка на вокзале. Это называется анимадок, и по словам известного российского режиссера-мультипликатора Ивана Максимова, если уж говорить о тенденциях, то именно этот жанр сегодня в фаворе.
- Мода на анимадок упростила придумывание сценария. Документальное не надо сочинять, просто, записываешь, например, рассказ продавщицы на рынке и экранизируешь, - говорит Максимов.
А можно покопаться в архивах, как это сделала свердловская режиссер Елена Лапшина. В итоге нарисовалась история о создании мотоцикла "Ирбит" - и образно, и драматично, и познавательно, и прекрасный материал для привлечения туристов в уральскую глубинку. Региональные студии - тоже все активнее развиваются, давая индустрии в целом не только географию, но и новые неожиданные темы.
Другой вопрос - и это большая проблема - что современные анимационные фильмы широкий зритель увидеть не может.
- Создаются творческие пространства, а в них часто происходят пересечения разных кругов людей. Это могут быть музыканты, поэты, люди, которые зашли попить кофе или погреться. Фестивали тоже очень способствуют интересу к анимации. Но речь больше про те, что проходят летом, где-нибудь в лесу, в дали от города, как ни странно, - говорит режиссер Анна Климанова.
И, тем не менее, мультипликаторы надеются, что если есть бум, и если это признают представители индустрии, то будет и спрос. Нужно лишь довести до зрителя, что новые норштейны тоже "протирают звезды каждый вечер", чтобы не остывали чувства и не тускнели смыслы.
Три авторских мультфильма, на которые стоит обратить внимание
Фильм «Без Земли», режиссер Татьяна Ильина, ООО Кинокомпания «АНИМОС»
Ослабевает гравитационное поле Земли. Всё, что было привязано к её поверхности, взлетает в атмосферу, привычные связи рвутся. Ученый-магнитолог Марк разлучен со своей беременной женой Ией. Встретятся ли они вновь, есть ли у них будущее?
Фильм «Музыка летней ночи», режиссер Александр Васильев, ООО Студия «ШАР»
Жизнь, хотя и трудна, но прекрасна. А понять это героям фильма, едущим по ночному шоссе, поможет их случайный попутчик - Смерть.
Фильм «Омичка», режиссер Елизавета Скворцова, ООО «СМФ»
Фильм основан на реальных заголовках СМИ, в атмосфере абсурда нашей реальности развиваются непростые отношения пары.