- Андрей, расскажите, пожалуйста, как сейчас выстраивается сотрудничество артистов с лейблами?
- В последнее время артисты все чаще стараются реализовывать себя самостоятельно, уходят из крупных лейблов, создают свои микролейблы или используют такие небольшие, как наш, где они ощущают более тесную связь с менеджментом, видят реальный отклик на актуальные проблемы и задачи, которые нужно оперативно решать, а главное - не попадают в конвейер. Каждый артист индивидуален, требует уважения и адресного подхода к продвижению собственного творчества. Иногда большие лейблы в угоду своим знаменитым резидентам не уделяют должного внимания менее известным, но также имеющим потенциал, а ведь именно их композиции составляют львиную долю контента в каталоге. Мы очень внимательно отслушиваем материал каждого исполнителя, и наше взаимодействие не ограничивается подписанием контракта - обмен мнениями происходит постоянно, сотрудничество активно продолжается.
- У вас есть какой-то жанровый отбор?
- Нет, мы изначально не ставили себе никаких рамок. Ведь музыкальные пристрастия нашего слушателя очень разнообразны. С нами сотрудничают и академические музыканты, такие как блестящий пианист и композитор Владимир Свердлов-Ашкенази, и талантливые джазовые исполнители - например, Владимир Иванов; замечательный, воистину народный музыкальный коллектив "Самоцветы" под руководством Юрия Федоровича Маликова занимает свое место в соседстве с томским поэтом Михаилом Андреевым, а бессменный продюсер музыкального коллектива "Моральный кодекс", поэт и композитор Павел Жагун ничего не имеет против наших коллабораций с рок- и хип-хоп-исполнителями или диджеями школы Грува. Продюсер группы "Тату" Иван Шаповалов также не обошел нас своим вниманием, предоставив в управление свои права. В лейбле достаточно много представителей танцевальной музыки - например, Satomic, совокупное количество скачиваний треков которых только за февраль составило более 4 млн. Технология работы нашего лейбла с артистами и авторами разных жанров примерно одна и та же, и главное в ней - заинтересованное участие менеджмента в каждом проекте, выстраивание индивидуального плана работы, поддержки, продвижения. Также мы даем рекомендации и активно участвуем в процессе оптимизации социальных сетей, а также использования дополнительных инструментов для привлечения аудитории.
- Чем различается сегодня деятельность лейблов?
- На самом деле все современные лейблы занимаются примерно одним и тем же, именно поэтому они ежедневно открываются и закрываются десятками, а сами артисты, дойдя до определенного уровня популярности, часто основывают свои собственные. У всех примерно одни и те же ходы. Главное различие в том, каким бюджетом готов рискнуть тот или иной лейбл и насколько грамотно он просчитывает возврат вложенных средств. И конечно, на 90% успех зависит от качества контента: интересная музыка найдет своего слушателя и дорогу к нему.
Новым в работе, пожалуй, назову открывающиеся возможности для привлечения инвестиций в музыкальные, да и вообще в творческие проекты. Причем эти инвестиции усиливаются не только за счет традиционных игроков рынка или новых сервисов, таких как платформа Ко-Фи, например, но и за счет прямого государственного участия, при котором активно осуществляется грантовая поддержка креативных индустрий. В настоящее время мы при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализуем грант, связанный с творчеством поэта Михаила Андреева, при этом активно подаем заявки на участие в других грантовых программах.
- На что вы делаете упор?
- На предоставление возможности для большей части обращающихся к нам авторов и исполнителей на законных основаниях и максимально комфортно для них познакомить со своим творчеством широкую аудиторию. Исключение составляет контент, запрещенный действующим законодательством РФ. Предлагаем индивидуальные модели продвижения, рассказываем о возможностях для привлечения инвестиций, занимаемся питчингом и, исходя из этого, продвигаем некоторые позиции более активно, наблюдаем за динамикой развития артиста в период действия контракта, за приростом аудитории, анализируем и корректируем ошибки, которые иногда возникают в работе - это может быть как неточная оценка аудитории, так и неправильная или несвоевременная подача контента. Нюансов достаточно много, каждый случай решается строго индивидуально.
Конечно, нам очень помогают цифровые сервисы, которые в последнее время активно развиваются в нашей стране. Это и платформа медиаконтента IPEX, позволяющая встретиться правообладателям и пользователям, на которой можно лицензировать права для использования музыки в фильмах, сериалах и других креативных проектах, и краудлендинговая площадка для инвестиций в креативные индустрии Ко-Фи, которая в том числе поддерживает и начинающих артистов с небольшой стартовой аудиторией, а также уделяет внимание по-настоящему важным для развития культуры проектам. Например, мы смогли провести 16-й ежегодный фестиваль Павла Жагуна "Поэтроника". Он вызвал большой отклик и показал, насколько актуально современное поэтическое искусство в молодежной среде. Получилась очень качественная полноценная работа, которую можно посмотреть в сети. В нее вошли и стихи, которые читали сами поэты, и музыкальные произведения, и визуальные инсталляции, родившиеся на фестивале в режиме реального времени. Думаю, было бы интересно превратить этот проект во франшизу и транслировать его на всю страну. Цифровые платформы помогают объективно оценить права, их реальную рыночную стоимость, поэтому работа таких сервисов оздоравливает рынок, на мой взгляд.
- Продолжая разговор о современных сервисах, насколько перспективно предлагать музыку своих резидентов для креативных проектов на цифровой платформе?
- Нам сразу понравилась сама идея, мы видим несомненные плюсы, и поэтому мы активно участвуем в этом процессе. Все наши авторы и исполнители имеют возможность быть представленными на платформе IPEX. Одна из самых первых сделок на ней была заключена в отношении композиции рано ушедшего из жизни Александра Зарецкого, лидера группы "Старый приятель", которую мы синхронизировали для использования в кино. Эта платформа очень удобна и для правообладателей, и для телеканалов, кинокомпаний, агентств, которые занимаются поиском музыкального контента, чтобы использовать его для синхронизации. Законность и правомочность участников сделки на этой платформе многократно проверяется, поэтому риск сводится к минимуму. Когда речь идет о подборе музыки для фильмов, ТВ и других проектов, вопрос часто решается по знакомству, либо исходя из условий, до кого легче дотянуться, чтобы не "очищать" права годами, за баснословные деньги. Цифровой сервис позволяет полностью изменить эти подходы: здесь все абсолютно прозрачно, по-деловому, договор находится у всех на глазах, а его условия обсуждаются открыто, прямо на площадке. Сделка совершается в режиме реального времени и занимает 15-20 минут. Чем больше правообладателей и пользователей будет привлечено к работе платформы, тем активнее она будет развиваться, стимулируя и развитие креативного бизнеса. Я бы однозначно рекомендовал этот и подобные ему сервисы, так как вижу в их развитии большие перспективы, и не только в рамках нашей страны.
- Сегодня продажа прав на контент-платформе - это все-таки дополнительный источник дохода. Может ли он в перспективе стать одним из основных?
- Честно говоря, интерес к музыке в ее чистом виде в последние годы в принципе несколько снизился. Показатели этого процесса видны в сокращении количества как публичных выступлений известных исполнителей, так и новых ярких имен, которые рынок открывает для слушателей. Это связано не только с тем, что у нас нет каждый год новых The Beatles, не рождаются песни уровня "Подмосковных вечеров", или с переизбытком предлагаемого контента. Да, его очень много, и при кажущемся разнообразии людям все же сложно в нем ориентироваться. Технически цифровые решения максимально упростили доступ к любому виду музыкального контента, и наша страна является одним из лидеров в этой области. Однако, как и во всем мире, это не привело пока к качественному скачку уровня доходов для творцов. Сегодня музыка все чаще интересует слушателей не сама по себе, а когда она включена в определенный контекст - фильм, рекламу, компьютерную игру, в учебный процесс, звучит в торговых центрах или спортивных клубах, используется в приложениях, гаджетах. Поэтому будущее за коллаборациями. А создавать их как раз позволяют современные сервисы.
- Вы сами ищете заказы на музыку подопечных или рассматриваете только входящие предложения?
- Ответом на этот и предыдущий вопрос являются примеры того, как индустрия все более активно использует подходы к отбору и созданию музыкальных проектов, исходя из иных, вовсе не музыкальных их качеств. Блогеры или герои TikTok получают реальные предложения по созданию музыкального контента. Мы все же исходим из ценности самого созданного музыкального произведения или исполнителя и поставленной задачи, инициируем такие истории и, если видим, что кто-то из телевизионных или кинопродюсеров подбирает музыкальное оформление для своего проекта, стараемся подобрать именно тот контент, который может его заинтересовать, будет не шаблонным, формируем конкретное предложение. На просторах интернета есть из чего выбирать. Создателям фильма, кино, сериала, рекламного ролика важно найти в этом "море" именно тот продукт, который не только устроит их по цене, но и будет попадать в цель. В этом плане цифровая платформа медиаконтента - очень удобный инструмент. Мы используем его для заключения сделок, предварительно проведя всю подготовительную работу самостоятельно.
- Кто ваш потенциальный заказчик?
- Это могут быть самые разные и неожиданные партнеры - и хоккейный клуб, которому нужен гимн, и рекламное агентство, которое ищет рекламную подложку, и разработчики компьютерных игр, и NFT-художник, который ищет музыкальное сопровождение к своей инсталляции. Целевая аудитория очень широка.
- Бывают ли какие-то сложности, подводные камни в процессе ведения переговоров?
- Мы не сталкивались с такими проблемами, потому что в основном наши партнеры, участники рынка - люди с большим профессиональным опытом, которые к тому же давно знают друг друга лично. Иногда трудности возникают у молодых правообладателей, которые только делают свои первые шаги, но и они достаточно быстро учатся. Говоря об общей проблеме, к сожалению, констатирую, что общий уровень правовой грамотности творцов, живущих в период "второго машинного века", "индустрии 4.0" и "четвертой промышленной революции", не дотягивает до необходимого. Некоторые из них до сих пор не понимают, как работает цифровая дистрибуция, насколько она динамична, актуальна и сколько денег может приносить при правильном подходе. Музыканты, увы, часто не понимают, какими они обладают правами и какие обязанности могут возникнуть при реализации этих прав, кто и как может помочь творцам, гарантировать, защитить, застраховать эти права, какие существуют ставки в различных видах прав и цифровых сервисах.
Еще в 2019 году по нашему заказу был подготовлен образовательный курс "Правовое регулирование деятельности музыкальных исполнителей и их профессиональных объединений", который открыт для использования. Мы стараемся поддерживать и пропагандировать работу юристов и педагогов, таких как Екатерина Чуковская, много лет своей жизни посвятивших вопросам образования.
- Какие главные задачи, на ваш взгляд, стоят сейчас перед российским музыкальным рынком?
- Из любой, даже самой непростой ситуации можно сделать правильные выводы. Один из них - необходимость создания для творцов таких условий, при которых они смогут не только генерировать и реализовывать творческие идеи на более продвинутом, цифровом уровне, но и иметь возможность лучшей компенсации за свой труд. На фоне ухода зарубежных цифровых площадок, "отмены российской культуры" созданы предпосылки для установления таких правил игры, которые будут ясными и выгодными не только для отечественных агрегаторов, размещающих контент, но и для всех остальных участников рынка: чтобы артисты, правообладатели понимали, сколько они получают денег за одно скачивание трека в различных сервисах, сколько стоит минимальное использование их контента, по каким ставкам компенсируется видеоконтент и так далее. Не секрет, что зарубежные стриминговые платформы имели возможность платить нашим правообладателям больше, чем сейчас платят отечественные. Я считаю, что даже с учетом сложившихся обстоятельств это неправильно. Артисты, авторы, которые хотят поделиться своим творчеством с аудиторией, должны быть уверены, что их труд будет оплачен согласно четким, понятным и принятым ими рыночным критериям. Если есть интерес к их творчеству, должны быть варианты увеличения дохода, ну а если он нулевой - могут работать минимальные ставки, по которым происходит скачивание треков, например.
- Какими вам видятся пути решения этих сложностей?
- Я думаю, с активным развитием цифровых платформ ситуация будет постепенно нормализовываться, потому что процессы управления правами должны быть окончательно автоматизированы. Чем меньше в них будет задействован человеческий фактор, тем меньше вариантов что-то скрыть и утаить. Машина в состоянии просчитать аудиторию, количество скачиваний, сформировать отчетность, присвоить тому или иному треку маркер уровня популярности и в соответствии с этим уже выстраивать определенный уровень доходности для правообладателей. Кроме того, мы видим, как работают механизмы подобных сервисов за рубежом, активно интересуемся, как правообладатели в других странах добиваются защиты интересов авторов и исполнителей. В том числе они делают это с помощью так называемого справедливого вознаграждения, когда принимаются утвержденные сообществом профессионалов минимальные ставки, понятные для рынка, по которым происходит деятельность исполнителей или отработка музыкального контента - как со стороны правообладателя, так и со стороны пользователя. То есть все понимают, на каком поле они находятся, сколько денег платят и зарабатывают, а государство понимает, какой доход в виде налогов оно получает и с одной, и с другой стороны. Адаптация подобной системы в России могла бы быть очень перспективной. Это необходимый этап развития рынка. Мы, используя сложившуюся ситуацию, должны не только оптимизировать, укрепить и защитить отечественный культурный фронт, но и внедрить как уже работающие в мире, так и зарекомендовавшие себя с положительной стороны отечественные разработки в цифровой среде, с тем чтобы, когда политическая ситуация вновь изменится и к нам вновь потянутся зарубежные музыкальные сервисы, они уже играли на нашем поле по нашим правилам, а не устанавливали свои.