Как концессии помогают обновить трамвай в Курске и Липецке

Началась реконструкция инфраструктуры для городского электротранспорта сразу в двух черноземных столицах - Курске и Липецке. В прошлом году здесь заключили концессионные соглашения, где прописали порядок обновления трамвайных перевозок.
Свыше 42 километров трамвайных путей предстоит обновить в Курске. Работы уже идут.
Свыше 42 километров трамвайных путей предстоит обновить в Курске. Работы уже идут. / Правительство Курской области

В Курске реконструкция трамвайных путей стартовала на участке от Восточного депо до АПЗ-20. Здесь уже демонтируют не только рельсы, но и контактную сеть, а также опоры. По словам первого заместителя министра транспорта Александра Васильченко, сроки по каждому участку очень жесткие - этот, к примеру, нужно обновить до июля.

- Генподрядчик мобилизовал 10 единиц спецтехники, 40 рабочих трудятся в две смены. К лету количество персонала планируется увеличить до 100 человек, - отметил он.

Полностью трамвайную сеть по маршруту № 1 планируют обновить до конца 2023 года. Пока позволяют обстоятельства, специалисты работают в две смены. Однако через несколько месяцев "единицу" нужно будет останавливать, чтобы строительные работы велись круглосуточно.

Также в нынешнем году предстоит реконструировать четыре подстанции и запустить восемь новых трамваев на линии. А всего в Курске предстоит обновить свыше 42 километров трамвайных путей и восемь тяговых подстанций, провести модернизацию депо и закупить 22 новых современных вагона. Водителей уже обучают ими управлять: учебным пособием служит новенький трамвай "Львенок".

До конца года в Курске планируют реконструировать четыре подстанции и запустить восемь новых трамваев

В Липецке предусмотрены модернизация свыше 40 километров существующих трамвайных путей и строительство более пяти километров новых, реконструкция депо и покупка 46 современных вагонов. Голосуя за концессионное соглашение, депутаты облсовета пообещали внимательно следить за процессом модернизации трамвайной инфраструктуры. Поэтому один из профильных комитетов вместо традиционного заседания выехал в депо. Как и в Курске, строительно-монтажные работы начнутся здесь с реконструкции трамвайных путей. Пока же, как отмечает председатель департамента транспорта администрации Липецка Евгений Чекрыжов, проектно-сметная документация проходит государственную экспертизу, а непосредственно работы начнутся уже в мае с участка от заводоуправления Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) до кольца на улице Чехова в районе тракторного завода. К концу лета концессионер должен модернизировать трамвайное депо, реконструировать 14 километров путей и приобрести 28 новых вагонов. Депутаты справедливо заметили, что в какой-то момент движение трамваев придется приостановить. Мэр Липецка Евгения Уваркина подтвердила: такой вариант развития событий в администрации города действительно рассматривают. Альтернативой ему может стать только движение вагонов в одном направлении. Депутаты обратили внимание на те участки, где помимо трамвая другого общественного транспорта нет. Особенно сложной представляется ситуация в районе НЛМК, где нет автобусного сообщения. Как будут добираться до работы сотрудники комбината? Пешком идти - далеко, на такси - дорого. Евгения Уваркина заверила, что варианты будут тщательно просчитаны, а решение липчанам объявят в конце месяца. В любом случае на время простоя трамвайного сообщения движение общественного транспорта намерены организовать так, чтобы пассажирам было комфортно добираться до места.

Примечательно, что модернизация трамвайной инфраструктуры в Липецке обострила вопрос о состоянии Октябрьского моста. О том, что этот объект нуждается в серьезной реконструкции, говорят уже не первый год, но объем работ таков, что средств на эти цели ни в муниципальной, ни в региональной казне нет. Без федеральной поддержки тут не обойтись. Однако в нынешних условиях требуются оперативные решения, ведь по мосту тоже проходят рельсы. Общественники беспокоятся, что новые трамвайные пути могут положить на ветхий мост. Аналогичные вопросы задали мэру и народные избранники.

- В настоящее время ведутся работы по выведению моста из состояния аварийности, - ответила на вопросы парламентариев Евгения Уваркина. - Мы рассчитываем, что мост подпадет под федеральную программу. Готовится проектная документация. В планах - произвести замену трамвайных путей одновременно с восстановлением мостовых конструкций.

В ходе визита депутаты осмотрели производственную базу и подвижной состав МУП "Горэлектротранс".

- Осталось приятное впечатление. Главное - здесь есть хороший коллектив, который способен возродить трамвайное сообщение в Липецке, - подчеркнул председатель Липецкого областного Совета депутатов Дмитрий Дмитрий Аверов. - Предполагается строительство новых веток. Соответственно это новые маршруты, новый подвижной состав, новый обслуживающий персонал. Планируется увеличить численность пр