Проблема массовых жертв так называемых инфоцыган уже дошла до уровня законодателей. Ведь сегодня на просторах интернета за очень даже реальные деньги предлагают научить человека всему на свете и в очень короткий срок. Чего не может быть.
И когда к этой схеме обмана людей на всевозможных онлайн-курсах пригляделись специалисты, вот тут-то и выяснилось, что привлечь мошенников к ответственности практически невозможно, потому что сфера, в которой они "трудятся", в правовом смысле - просто чистое поле. Проще говоря, она вообще не урегулирована.
Интересно, но оказалось, что для взаимоотношений многочисленных зрителей и их интернет- учителей не получается применить самый, пожалуй, популярный наш закон - "О защите прав потребителей".
Понятно, что разнообразные онлайн-курсы - как похудеть за неделю или стать богатым за пару месяцев и аналогичные обучающие предложения на фоне пляжей или дорогих интерьеров - сфера совершенно новая. Более того, за последние годы она очень быстро развивается, и в ней вращаются исключительно большие деньги.
С инициативой урегулировать работу всех этих онлайн-тренеров в правительство обратилась первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. Об этом рассказали "Известия".
Уточним - имеется в виду деятельность блогеров-тренеров, которые наводнили интернет всевозможными курсами. Депутат предлагает лицензировать их работу и создать некий реестр недобросовестных онлайн-коучей. Законодатель абсолютно справедливо говорит, что у этих "учителей" чаще всего нет ни профильного образования, ни специальных компетенций. Выяснилось, что больше всего запросов и соответственно курсов связаны с продвижением образа успешной жизни, здоровьем, выстраиванием семейных отношений.
Про продавцов онлайн-курсов громко заговорили после того, как были возбуждены первые громкие уголовные дела из-за уклонения от уплаты налогов.
Сначала прозвучали фамилии супругов Чекалиных, которые не заплатили примерно 300 миллионов рублей налогов государству. Следом стало известно про блогера Александру Митрошину. Ее долг был несколько ниже - где-то в районе 120 миллионов рублей.
Вот в связи с этими и, вероятно, грядущими расследованиями против блогеров-миллионников и встал вопрос - а что именно и как они "преподают".
Не только коллеги из Госдумы поддерживают идею Лантратовой о необходимости урегулировать работу онлайн-тренеров. Понятно, что лицензия - это не абсолютная гарантия, что тебя не обманут. Но она реально может заставить более ответственно организовывать онлайн-курсы. И уж точно перекроет дорогу тем, кто сегодня неподготовленной аудитории впаривает откровенную чушь.
И вот тут голоса тех, кто имеет отношение к этой сфере, разделились. Есть те люди, кто абсолютно уверен, что вмешиваться государству в эту сферу вообще не надо. И уж тем более ее регулировать. Но грамотные специалисты в большинстве своем с такой постановкой вопроса не согласились.
Кстати, еще в феврале законодатели в Думе устроили обсуждение платных онлайн-курсов на закрытом совещании. В нем приняли участие представители минобрнауки, минпросвещения, МВД, Рособрнадзора и Роскомнадзора.
На нем специалисты объяснили, что среди таких "учителей" немало мошенников. И здесь вопрос не только в том, что люди, слушающие такие бессмысленные курсы, потеряют свои деньги. Это, как говорится, полбеды. Хуже другое - некачественное оказание услуг может быть опасным для жизни. Малограмотные рассказы о чудодейственных диетах, психологических тренингах реально несут угрозу здоровью.
С этим и будет бороться межфракционная рабочая группа, которую было решено создать в Госдуме еще в феврале этого года. И там же было принято решение сначала изучить возможность изменения законодательства. Подчеркнем, речь идет не столько о наказаниях для блогеров, сколько о выработке правил обучения граждан.
Предложения по регулированию самые разные - это и сертификация услуг онлайн-учителей, и уже упомянутый реестр. Кстати, в договорах обязательно должен быть пункт о возврате гражданам денег, если платная услуга им не была оказана.
Еще одна проблема: ответственность блогеров за рекламу. Сегодня какой-нибудь блогер-инфлюенсер, то есть имеющий большую и лояльную аудиторию, нередко зарабатывает на продвижении того или иного товара. И при этом участвует в аферах. Например, немало шуму в Интернете наделала история, когда блогеры рассказывали о сервисе, позволяющем приобрести новые iPhone по низким ценам. После оплаты магазин перестал отвечать на сообщения, переименовал свой аккаунт и заблокировал покупателей. Одна из блогеров в ответ на претензии заявила, что не несет ответственности за то, что рекламирует, так как у нее не было сомнений в добросовестности рекламодателя.