Так, за период с начала 2022 года по март 2023 года финансовому уполномоченному в части его компетенции поступило менее 30 подобных обращений, в рамках которых потребители финансовых услуг заявляли требования о взыскании с банка денежных средств, мотивированных такими причинами, как:
- несогласие с направлением банком в нарушение графика платежей денежных средств, внесенных потребителями после окончания "кредитных каникул", в счет погашения отложенных платежей, сформированных в период действия "кредитных каникул";
- несогласие с порядком начисления процентов в период действия "кредитных каникул";
- несогласие со списанием денежных средств в период действия "кредитных каникул" в счет погашения обязательств по кредитному договору.
Нередко поводом для направления потребителем обращения к финансовому уполномоченному служит недобросовестное поведение кредитных организаций, отметила она.
В частности, имеются случаи, когда кредитные организации в срок, предусмотренный законом, не предоставляют ответ заемщикам по поданным заявлениям о предоставлении им "кредитных каникул".
Так, к финансовому уполномоченному обратился житель Краснодарского края, являющийся созаемщиком по ипотечному кредитному договору, заключенному с банком.
Из материалов обращения следовало, что заявитель обратился в банк с требованием о предоставлении "кредитных каникул" в связи с уменьшением его доходов более чем на 30%.
Однако в установленный срок банк заявителю по существу его требования не ответил, какие-либо документы для принятия решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении "кредитных каникул" не запросил, несмотря на неоднократные попытки заявителя узнать результаты рассмотрения его требования.
При этом банк систематически требовал от заемщика погашения просроченной задолженности, угрожая реализацией предмета ипотеки.
Финансовым уполномоченным в рамках рассмотрения данного обращения было установлено, что ввиду отсутствия уведомления со стороны банка об отказе в предоставлении "кредитных каникул" в соответствии с нормами закона "кредитные каникулы" считаются предоставленными, в связи с чем заявитель правомерно не вносил в этот период платежи по кредитному договору.
Кроме того, встречаются случаи, когда программное обеспечение кредитных организаций не настроено на корректный учет объема подлежащей погашению задолженности после предоставления заемщику "кредитных каникул", пояснила Савицкая.
Так, к финансовому уполномоченному обратилась жительница Московской области с требованием о взыскании с банка денежных средств в связи с некорректным проведением банком частичного досрочного погашения кредита после окончания "кредитных каникул".
Как было установлено в ходе рассмотрения обращения, между банком и заявителем в 2019 году был заключен кредитный договор.
В апреле 2020 года заявитель обратился с требованием о предоставлении "кредитных каникул", которые были предоставлены банком сроком до октября 2020 года.
После окончания "кредитных каникул" заявителем вносились денежные средства в счет частичного досрочного погашения кредита, однако банком поступившие денежные средства направлялись в том числе на погашение отложенных платежей, сформировавшихся в период действия кредитных каникул и перенесенных в конец графика платежей.
После получения запроса финансового уполномоченного банком в добровольном порядке были проведены мероприятия по корректировке задолженности заявителя по кредитному договору.
На данный момент в России действуют несколько законов, по которым можно оформить "кредитные каникулы". Антикризисные: за каникулами могут обратиться в период с 1 января до конца 2023 года физические лица, индивидуальные предприниматели, а также малый и средний бизнес, которые оказались в тяжелой финансовой ситуации. Также к такой опции могут прибегнуть мобилизованные, проходящие военную службу, и члены их семей.