"Вейпы появились на рынке в России относительно недавно. Первый интернет-магазин был открыт в 2011 году. Из-за активной рекламы табачных компаний, направленной в первую очередь на подростков и молодежь, потребление этих изделий стало быстро возрастать, и уже через 5 лет среди подростков распространенности курения обычных сигарет и вейпов сравнялись", - сообщила главный научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава Галина Сахарова.
Статистика выглядит так: среди курящей молодежи в возрасте до 25 лет около 80% курят вейпы. В то же время среди потребителей старшего возраста популярность вейпов низкая: доля пользователей не превышает 5%.
Эксперт утверждает, что подростки и молодые люди "подсаживаются" на вейпы по разным причинам: процесс образования пара, вкусовые и ароматизирующие добавки, дизайн. Свой вклад также вносит реклама и продажа через интернет.
"Благодаря усилиям Минздрава России, в 2020 году в основной антитабачный закон были внесены поправки, приравнявшие никотинсодержащие изделия к табачным, то есть был введен запрет на употребление вейпов в общественных местах, продажи лицам до 18 лет, запрет на рекламу этих изделий, - отметила Галина Сахарова. - Это уже привело к небольшой положительной динамике в сторону снижения потребления вейпов и электронных сигарет. Однако оставался ряд нерешенных вопросов: открытая выкладка этих изделий в местах продажи, широкая дистанционная продажа, возможность аренды устройств, ценовая доступность для подростков. Но самое главное - оставалась вкусовая привлекательность вейпов, которая играет дополнительную и существенную роль в развитии зависимости".
Принятые Госдумой поправки решают большинство из этих вопросов, считает эксперт.
"В первую очередь, запрещается продажа вейпов и жидкостей для них, содержащих вкусовые добавки и ароматизаторы. Безусловно это снизит привлекательность данных изделий для подростков. Запрещаются любые виды продаж, кроме продажи с закрытой выкладкой в крупных магазинах. Вводится запрет на введение скидок, проведение различных акций, привлекательных для подростков", - перечислила Сахарова.
Кроме того, будет усилен контроль за продажей, распространением и рекламой этих изделий через интернет.