11.04.2023 22:21
    Поделиться

    Станет ли российская анимация круче голливудской

    8 апреля в День российской анимации состоялась IX Национальная анимационная премия "Икар". В номинации "Продюсер" наградили Председателя Совета директоров киностудии Союзмультфильм" Юлиану Слащеву - "за достижения студии последних лет, небывалые масштабы анимационного производства, коммерческие успехи минувшего года и значительный вклад в развитие российской анимационной индустрии на посту председателя Правления Ассоциации анимационного кино". Обозреватель "РГ" попросила Юлиану Слащеву рассказать, что она думает о современном состоянии российской анимации, назвать пять своих самых любимых мультфильмов и пояснить, за что она их любит.

    Юлиана, как бы вы могли охарактеризовать российскую анимацию сегодня?

    Юлиана Слащева: У российской анимации очень долгая история, богатые и уникальные традиции: по сути своего развития она феноменальна. Нигде в мире не было создано такого богатства авторских техник, стилей и приемов.

    Сегодня отрасль переживает новый этап своего развития, который стал возможен в том числе благодаря государственным мерам поддержки, разработанным в непрерывном диалоге с представителями индустрии. За последние десять лет количество студий в стране увеличилось в три раза, ровно в такой же пропорции вырос и объем производимого контента. Анимация приходит в сферу образования, развлечения, компьютерных игр, становясь кросс-индустриальной отраслью, стимулирующей развитие в смежных областях.

    Фильмы российских компаний сейчас можно увидеть в эфире всех федеральных телеканалов и найти на популярных онлайн-платформах. Отрасль вышла на совершенно иной качественный уровень, и учреждение Дня анимации в прошлом году стало очень знаковым и своевременным событием. Оно закрепило ее высокий статус и исключительную значимость.

    "Союзмультфильм" сейчас готовит большую премьеру - анимационный фильм "Формула воды". Вы говорили, что это будет высокотехнологичное кино. Догоним ли мы Голливуд с такими проектами?

    Юлиана Слащева: Что касается "догнать и перегнать Голливуд"… Знаете, атмосфера гонки, спешки никогда не дает качественных результатов. Я считаю, нам не нужно гоняться за кем-то, а искать свой путь. Уверена, учитывая тот факт, сколько у нас в стране талантливых авторов, мы способны создавать качественные и актуальные проекты с национальным духом. Вот, например, мультсериал "Умка" от "Союзмультфильма" - он основан на мотивах сказаний народов Крайнего Севера, или вот полнометражный "Суворов: великое путешествие" - на ярком эпизоде из истории страны. Пусть у нас пока нет тех бюджетных объемов, которыми обладают многие мировые лидеры, но у индустрии анимационного кино уже есть приобретенный за последние годы опыт создания проектов мирового уровня, который можно помножить на креативность и добиться качественного скачка.

    "Формула воды" - это фильм, над которым мы работаем с особой тщательностью, поскольку это целая мультвселенная со своим фэнтезийным миром, правилами, законами и множеством оригинальных персонажей. По сюжету это будет планета, почти полностью покрытая соленой водой, среди которой затерялись острова, населенные необычными жителями. То есть нам приходится с нуля создавать целые народы с их традициями, внешним видом, особенностями. Это огромная работа со всех сторон: визуальной, сценарной. Ну и конечно же, много усилий уходит на создание образов центровых персонажей, среди которых целые галереи циркачей, акробатов. Интересный факт - мы приглашали настоящих артистов цирка для того, чтобы детально изучить их пластику и манеру движения.

    Еще одна примечательная вещь, связанная с этим фильмом, - это уникальная технология создания на основе движка для компьютерных игр. Аналогичные эксперименты есть в Южной Корее, США и у нас в стране, где этими разработками занимается студия Magic Factory, наш партнер по фильму. С этой инновационной компанией "Союзмультфильм" ранее уже выпустил полный метр "Чинк: хвостатый детектив", и теперь мы развиваем полученный положительный опыт.

    В экспортном направлении мы также сейчас делаем много, а именно переориентируемся на страны Азии, арабские государства, Латинскую Америку, Африку. Это точно не даст нам в ближайшей перспективе высоких доходов, но обеспечит охваты нашим фильмам и сериалам. То есть стратегически мы пошли очень неожиданным путем, однако в то же время экспериментаторский дух у "Союзмультфильма" в ДНК, поэтому мы с интересом смотрим в будущее.

    Какие проекты "Союзмультфильма" прозвучат в ближайшее время?

    Юлиана Слащева: Этот год у нас будет скорее годом осмысления, поиска новых форм, разработки, аналитики. За последнее время мы выпустили на экраны очень много сериального контента - всего 12 проектов. И сейчас все заняты производством текущих и разработкой новых. Первое - мы хотим занять нишу подростковых мультсериалов, которая долгое время у нас в России пустовала, поскольку не было понятно, где такой контент показывать. Ну и сами подростки - очень сложная и нестабильная аудитория. У "Союзмультфильма" уже есть мультсериал для среднего школьного возраста под названием "Приключения Пети и Волка" - он размещен на платформе "Кинопоиск", где пользуется большим успехом с рейтингом 8.8. Есть "Крутиксы", созданные по комиксам Bubble, есть "Простоквашино", "Ну, погоди! Каникулы" - они рассчитаны на младших школьников. Но мы захотели продолжить возрастную линейку и пойти дальше. Поэтому готовим к премьере два сериала - "Тин" и "Последний книжный магазин". Оба для подростков и на темы, связанные с миром будущего.

    Еще одна тенденция - работа с кинокомпаниями, которые проявляют большой интерес к созданию игровых картин по классическим анимационным сюжетам. К слову, этот тренд мы стали ощущать еще до феноменального успеха "Чебурашки". Сейчас у нас много разных идей и обсуждений на эту тему, и уже в этом году на экраны выйдет фильм "Сто лет тому вперед" от студий "Арт-пикчерс" и "Водород". В этом проекте, созданном по повести Кира Булычева, "Союзмультфильм" также принял участие, поскольку он содержит отсылки к легендарной "Тайне третьей планеты". И это не последний подобный опыт.

    Ну и конечно, в разработке у киностудии сразу несколько полнометражных анимационных картин, которые будут выходить на экраны начиная с 2024 года.

    Какие проблемы анимации, на ваш взгляд, нужно решить в первую очередь?

    Юлиана Слащева: В первую очередь, это кадровый вопрос, но его сложно решить оперативно. Почему понадобилось так много специалистов? Ну, во-первых, потому, что анимационная отрасль выросла за последние 10 лет. Втрое увеличилось и количество студий, и объемы производства. Мы стали такими большими, что "отпочковались" от киноиндустрии, куда нас раньше причисляли, получили свой официальный праздник, День анимации и еще ряд преференций. Сейчас индустрия уже нуждается в проведении качественного исследования, для того, чтобы понять, какие инструменты будут более полезны для ее развития.

    Ну а во-вторых анимация сегодня это не только "мультфильм в телевизоре". Анимационный контент присутствует повсеместно - в кино, компьютерных играх, индустрии развлечений, диджитал, образовании, даже в медицине… И с развитием медиасреды этот запрос будет только расти.

    Мы сейчас активно развиваем образовательное направление совместно с Ассоциацией анимационного кино, взаимодействуем с московскими и региональными вузами, для того, чтобы возможности обучения по нужным нам специальностям расширялись. Но понимаем, что нужно время для того, чтобы подросло новое поколение специалистов, как технарей, так и творцов. Уверена, это произойдет в перспективе ближайших лет.

    В части техники исполнения какие мультфильмы пользуются большей популярностью? Кукольные, рисованные, 3D?

    Юлиана Слащева: Мы на "Союзмультфильме" сохраняем множество аутентичных техник анимации. У нас создаются и кукольные картины, и пластилиновые, и маслом по стеклу и многие другие. Есть, например, сериал "Пластилинки" для самых маленьких от знаменитого режиссера Сергея Меринова, который сейчас, к слову, работает над большим авторским проектом - полнометражной пластилиновой картиной "Безумная планета". Но это по большей части штучные проекты, поскольку техника создания тех же кукольных фильмов практически не изменялась с момента своего зарождения. Это большая, сложная, кропотливая и дорогая по себестоимости работа, которую себе могут позволить немногие студии не только в России, но и во всем мире. Но мы будем продолжать поддерживать эти техники - это необходимость для анимации как сферы искусства, для творческого поиска и свободы самовыражения.

    Плюс традиции, история - это то, что крайне важно для студии с 86-летней биографией. Именно поэтому "Союзмультфильм" сейчас совместно с Фондом поддержки анимации, компанией Planet 9 и Президентским фондом культурных инициатив выступает организатором выставки к 110-летию российской анимации, которая откроется на ВДНХ уже совсем скоро, в мае. Там будет представлена общая история всей отрасли, отсюда и название - "Жить дружно".

    Что касается массового контента, производства мультсериалов для ТВ и платформ, то здесь больше подходят компьютерные технологии. Долгие годы пользовалось популярностью 3D, однако сейчас мы видим также разворот в сторону 2D-проектов - их становится все больше. По большому счету для детей не имеет значения, каким образом выполнен мультфильм, им важнее интересная история, близкие по духу персонажи, атмосфера игры. Нашего зрителя не обманешь красивым визуалом - он все чувствует и голосует сердцем.

    Какие мультфильмы смотреть?

    Советы от Юлианы Слащевой

    1. "Тайна третьей планеты" (реж. Роман Качанов)

    Любимый фильм моего детства. Сложно представить, но у кукольных картин о Чебурашке и Крокодиле Гене и у этой ленты - один и тот же режиссер! На мой взгляд, это говорит об исключительной многогранности таланта Романа Качанова. Образы персонажей, которые появляются в "Тайне", и сегодня смотрятся очень современно, актуально, а это значит, что картина опередила свое время.

    2. "Летучий корабль" (реж. Гарри Бардин)

    Светлый, солнечный фильм, прославивший в свое время гениального Гарри Бардина. Нетленная и очень характерная музыка из этой картины - один из лучших способов поднять настроение.

    3. "Тайна Коко" (реж. Ли Анкрич, Эдриан Молина)

    Редкий для массовой анимации фильм, где поднимаются темы смерти, принятия, прощения. Несмотря на пугающую тематику, такие картины очень важны для становления психики ребенка: он учится проживать сложные эмоции вместе с героями. А еще "Коко" - это очень красивое, пронзительное и атмосферное кино.

    4. "Унесенные призраками" (реж. Хаяо Миядзаки)

    Признанный оскароносный шедевр мировой анимации с ярчайшими, надолго запоминающими образами. Пугающими, обаятельными и многогранными одновременно. Можно пересматривать множество раз, находя все новые и новые смыслы.

    5. "Песнь моря" (реж. Томм Мур)

    Знаменитый мультфильм совместного производства четырех стран - Ирландии, Дании, Бельгии и Франции с необычной историей и образами, метафорично раскрывающий тему воссоединения с семьей и следования своему зову сердца. Эта картина точно не оставит никого равнодушным!

    Председатель совета директоров киностудии "Союзмультфильм" Юлиана Слащева рекомендует.

    Поделиться