После того как интернет из передовой технологии превратился в глобальный социальный, экономический и политический феномен, появилась необходимость в его регулировании, возникло понятие цифрового суверенитета. Под ним понимают способность страны самостоятельно регулировать свое цифровое пространство и обеспечивать технологическую независимость. Но стремление государств обеспечить цифровой суверенитет стимулирует процесс "расщепления" сети на региональные и страновые зоны с особым регуляторным режимом и своими правилами распространения контента, услуг и сервисов.
Ответа на вопрос о том, как глобальный интернет может сосуществовать с цифровым суверенитетом, до сих пор нет. Но риски фрагментации интернета российского технологического сообщества и рунета эксперты уже замечают.
"Когда глобальная сеть распадется на разные части, это будет уже не интернет, а что-то совершенно другое. Такое новое явление скорее всего сможет существовать, и даже в плане обеспечения цифрового суверенитета в такой модели есть свои плюсы, но все российское техническое и академическое сообщество, игроки рынка и общественность считают, что фрагментация интернета - это не тот путь, по которому нам надо идти", - говорит директор координационного центра доменов .RU/.РФ Андрей Воробьев.
Эксперты различают три уровня фрагментации: технологическую, платформенную и регуляторную. Технологическая фрагментация означает сведение различных интернет-протоколов, доменных имен и пр.
Платформенную фрагментацию мы видим на примере YouTube, Apple, Twitter и пр., где управление технологическими и социальными платформами с числом пользователей, превосходящим население многих государств, осуществляется крупными компаниями в соответствии со своими корпоративными политиками.
Регуляторная или политическая фрагментация - это ограничение доступа к информации, контенту, сервисам и услугам на основе национальных законодательств.
По мнению представителя России в правительственном консультационном комитете ICANN (корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами) Вячеслава Ерохина, именно регуляторная фрагментация сегодня - это усиливающийся тренд, так как никакой гармонизации на международном уровне регуляторной деятельности национальных государств сейчас нет. Позиция России в международных организациях заключается в том, что необходимо начать диалог о возможной гармонизации национальных законодательств для преодоления политической фрагментации, добавляет он.
В профессиональном сообществе сложился консенсус относительно того, что единый интернет обладает ценностью, дает преимущества и новые возможности всем его участникам, включая государство. Это хорошо видно в России на примере того, как быстро происходит информатизация госуслуг и развиваются новые государственные сервисы.
Есть понимание ценности единого цифрового пространства и на международном уровне. С идеей глобального цифрового договора в сентябре 2021 года выступил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. Договор должен быть утвержден на "Саммите будущего", который ООН проведет в сентябре 2024 г. Одним из пунктов договора должно стать недопущение фрагментации интернета. До 31 апреля 2023 года общественные организации могут вносить свои предложения относительно договора. Эксперты считают, что только баланс между трансграничным характером интернета и цифровым суверенитетом отдельных стран поможет избежать негативных последствий фрагментации. Предотвращение фрагментации интернета - это, безусловно, вопрос компромиссов. Управление интернетом может быть построено на принципах, которые признают большинство стран мира, которые содержатся в глобальном договоре ООН, декларации прав человека и некоторых других международных документах , - считает директор по аналитике АНО "Цифровая экономика" Карен Казарян.