Отель на колесах: корреспондент "РГ" проехала на туристическом поезде

Не за горами майские праздники, и в РЖД готовятся к наплыву пассажиров. С 28 апреля по 9 мая будет назначено около 800 дополнительных поездов, с учетом которых количество мест, приготовленных для тех, кто собирается путешествовать в праздничные дни, превысит 3 млн. Но поезд может быть не только средством передвижения. На праздники запланированы специальные туристические маршруты, такие как "Жемчужина Кавказа", "Ко Дню Победы", "Белорусский вояж", "В Сибирь", "Серебряный маршрут", "В Карелию". Они позволяют путешествовать по железной дороге, делая остановки в разных городах, днем осматривать достопримечательности, а ночью ехать к новым приключениям. Я проехала на таком поезде и испытала на себе формат путешествия "отель на колесах".
Так выглядит вагон-ресторан первого ретропоезда РЖД "Рускеальский экспресс". (Рускеала - горный парк в Карелии).
Так выглядит вагон-ресторан первого ретропоезда РЖД "Рускеальский экспресс". (Рускеала - горный парк в Карелии). / РЖД

Вдохновителем этого направления деятельности Российских железных дорог является заместитель гендиректора РЖД Дмитрий Пегов. По его словам, сегодня есть 33 межрегиональных туристических маршрута, пролегающих по более чем 40 субъектам России. Среди них пять спецпроектов: "Большая перемена", "Страна открытий", "Поезд памяти", "Поезд Деда Мороза", "Своих не бросаем". В последнее время появились семь новых маршрутов: "К виноградникам у моря", "В долину Лотосов", "К Северному сиянию", "По дороге Ольденбургских", "Русский Север", "Грушинский экспресс" и, наконец, "Вкус эпохи". Именно на этом поезде я и отправилась в двухдневное путешествие по маршруту Москва - Елец - Лев Толстой - Липецк - Москва.

Фото: Ариадна Рокоссовская

Павелецкий вокзал

Туристические поезда можно узнать по пассажирам на перроне. Это люди, которые никуда не торопятся. И хотя внешне поезд "Вкус эпохи" ничем не отличается от обычных поездов ФПК, в вагонах сразу устанавливается особая атмосфера дружеского взаимопонимания. Пассажиры делятся впечатлениями о предыдущих поездках, рассказывают, какие еще маршруты показались им интересными.

В туристических поездах есть и купе для маломобильных пассажиров. Фото: АТОР

Мои соседки по купе тоже впервые отправляются в такое железнодорожное путешествие. Они с любопытством рассматривают карты-ключи от нашей двери, розетки и usb-разъемы для подзарядки гаджетов, фотографируются на фоне встроенных сейфов, делятся впечатлениями о душевой кабине. Это действительно своего рода местная достопримечательность. "По большому счету вагоны скорых пассажирских поездов Федеральной пассажирской компании не отличаются от туристических. Единственная разница: в нашем составе в каждом вагоне установлен душевой модуль, и каждый пассажир в любое время может им воспользоваться", - рассказывает начальник поезда Роман Рзгоян. Он работает на таких составах уже почти год и говорит, что благодарен и горд, что стал частью этого прекрасного проекта. "Мой опыт начался с туристического поезда в Карелию. Потом мы открыли туристический поезд "Культурный Петербург", первый туристический поезд на север "Поморский вояж". Еще наша бригада обслуживала поезд "Белорусский вояж" и "Зимняя сказка". В общем, опыт уже накопили", - делится он.

Душевая кабина - своего рода достопримечательность вагонов ФПК. Фото: АТОР

Елец

"Как въехали мы в город, не помню! Зато как помню городское утро! Я висел над пропастью, в узком ущелье из огромных, никогда мною не виданных домов, меня ослеплял блеск солнца, стекол, вывесок, а надо мной на весь мир разливался какой-то дивный музыкальный кавардак: звон, гул колоколов с колокольни Михаила Архангела, возвышавшейся надо всем в таком величии, в такой роскоши", - писал о Ельце в романе "Жизнь Арсеньева" Иван Бунин.

Фото: Ариадна Рокоссовская

Поезд "Вкус эпохи" въезжает в этот город на рассвете. За окном еще темно, а по вагону разносят завтраки, да такие, что кажется, хватит на весь день. К горячему омлету или каше прилагается бумажный пакет, в котором есть вода, хлеб, масло, копченые колбаски, соленая соломка, сладкая булочка и яблочная пастилка. Это очень предусмотрительно, ведь в Ельце поезд стоит с шести до десяти утра - в это время большинство городских заведений общепита закрыты, и другой возможности позавтракать нет. Зато зрелищ в Ельце хоть отбавляй. И дом, в котором гимназист Бунин жил с 1883 по 1886 год, и местная Красная площадь, и кафедральный Вознесенский собор, построенный по проекту создателя храма Христа Спасителя Константина Тона.

В вагоне-ресторане туристического поезда есть не только простое меню и винная карта, но и меню для тех, кто постится. Фото: АТОР

В город и на вокзал можно добраться на городском автобусе № 1 или на такси. Здесь есть все крупные агрегаторы. Но я предпочла пешую прогулку и не пожалела. На обратном пути со мной поравнялись Николай и Наталья из соседнего купе. Рассказали, что давно мечтали попасть на поезд "Вкус эпохи". "Еще в прошлом году увидели анонс, но билеты на этот поезд так быстро разбирают, что мы не успели. Честно говоря, мы были в шоке. Не ожидали, что такой спрос на туристические поезда. А в этом году увидели билеты в продаже, и они заканчивались прямо на наших глазах. Мы срочно стали искать друзей, чтобы выкупить полностью купе", - вспоминает Николай. Наталья делится впечатлениями: "Нам больше всего нравится сам процесс путешествия на поезде. Хотя и по Ельцу мы прекрасно прогулялись. Загрузили в телефоны бесплатный аудиогид и прошли по нему за три часа по основным достопримечательностям города".

Фото: Ариадна Рокоссовская

Лев Толстой

Уже 112 лет часы на станции Лев Толстой показывают время: 6 часов 5 минут. Их стрелки остановили сразу после смерти писателя. Фото: Ариадна Рокоссовская

При подъезде к этой станции пассажиров предупреждают, чтобы они не ориентировались на время, которое показывают часы на здании вокзала. Их стрелки остановили 20 ноября 1910 года, когда рядом с этой железнодорожной станцией, называвшейся тогда Астапово, перестало биться сердце великого русского писателя Льва Толстого. Уже 112 лет часы показывают время: 6 часов 5 минут. "Эти часы всегда были здесь. А на втором этаже располагался телеграф, откуда около сорока телеграфистов отправляли во все концы информацию о состоянии Толстого", - рассказывает начальник вокзала Анна Горбылева. Сегодня "Вкус эпохи" - единственный пассажирский поезд, который здесь останавливается. "Сейчас на этой станции нет пассажирского движения. Есть только грузовое. Эта ветка не электрифицирована, и сюда не очень удобно запускать поезда", - поясняет Анна Горбылева. Поэтому обычно люди, желающие посетить это место, увидеть посмертную маску писателя, которая хранится в музее, бывшем домом начальника станции Ивана Озолина, добираются на автобусе или личном автотранспорте.

Липецк

Это самый старый курортный город России. Еще Петр I обратил внимание на целебность воды в родниках у реки Липовки. А в 1805 году по указу императора Александра I здесь открылся курорт "Липецкие минеральные воды". После этого город почти сразу стал местом отдыха русской богемы. Приобщиться к прекрасному рекомендуют и пассажирам нашего поезда. Сделать это можно совершенно бесплатно в павильоне минеральных вод "Липецкий бювет" в историческом Нижнем парке. Тем более что неподалеку находится Соборная площадь, к которой можно пройти по Петровскому спуску и заодно посмотреть на первый памятник Петру I, который местные жители прозвали "зубочисткой".

Фото: Ариадна Рокоссовская

Москва

В исходную точку мы возвращаемся просветленными и везем частичку "Вкуса эпохи" - липецкую минералку. У провожающего нас начальника поезда спрашиваю, есть ли, на его взгляд, разница между пассажирами обычного поезда и туристического. Роман отвечает: "Конечно, когда человек едет по своим делам или в командировку по работе, он, как правило, находится в напряженном состоянии. А к нам пассажир приходит в ожидании какого-то чуда. Вы не представляете, какой восторг испытывали не только дети, но и взрослые, которых мы везли в Великий Устюг! Они тоже ожидали увидеть в вотчине Деда Мороза что-то волшебное. А сколько было эмоций во время путешествия в Карелию! На обратном пути пассажиры признавались, что не знали, что в нашей стране есть такие места".

Фото: Ариадна Рокоссовская
Комментарий

Дмитрий Пегов, заместитель генерального директора ОАО "РЖД"

Формат железнодорожного туризма сегодня стал очень популярным, но он был таким и в советскую эпоху. Именно тогда начали курсировать первые туристические поезда, которые позволяли пассажирам открывать для себя новые места и регионы великой страны, с интересом и с пользой проводить время на природе и в гостеприимных городах, познавать традиции народов, живущих на огромной территории. Мы возродили этот забытый формат, дополнив и улучшив его: предложили пассажирам отправление и прибытие с одного и того же вокзала, безопасность в пути следования за счет закрытых вагонов купе и СВ, в которых можно путешествовать вместе с семьей, отличный сервис и экскурсии в составе небольших групп по самым знаковым достопримечательностям и точкам притяжения туристов. Нужно отметить, что железнодорожный туризм отличается от обыкновенных пассажирских перевозок. Это нечто большее, чем просто поездка на поезде из точки А в точку Б. Мы предоставляем нашим пассажирам совершенно новый формат путешествия, когда поезд становится для них "отелем на колесах". Пассажирам не нужно бронировать гостиницу, структура поездки позволяет днем осматривать новые города и наполняться впечатлениями, а вечером возвращаться в свое купе и полноценно отдыхать. Мы предлагаем воспользоваться как круглогодично курсирующими туристическими поездами, например, "В Карелию", "Серебряный маршрут", так и сезонными - "Жемчужина Кавказа" или же "событийными" поездами. Например, "Цветущая степь" Москва - Ростов-на-Дону - Элиста курсирует только в даты цветения тюльпанов в калмыцкой степи, "В долину лотосов" Москва - Астрахань отправится в этом году впервые в сезон, когда расцветают прекрасные лотосы, "Ко Дню Победы" к местам боевой славы и к мемориалам Великой Отечественной войны.

При разработке любого маршрута - и круглогодичных, и сезонных, и событийных - учитываются несколько составляющих: инфраструктурная, туристическая и экономическая. Мы всегда проверяем, готова ли железнодорожная и городская инфраструктура к приему нескольких сотен туристов; достаточно ли "якорных" точек на маршруте; будет ли выгодно назначение этого поезда - как для пассажиров, так и для компании. Ну, и конечно, мы фиксируем главное: будет ли интересен этот поезд пассажирам, понравятся ли им те места, куда мы хотим их отвезти.

Нам очень важна обратная связь от людей, которую мы постоянно собираем в режиме онлайн. Мнения пассажиров - наиболее важный индикатив, к которому мы стремимся. Если пассажиры посчитают, что маршрут интересный, поездки по нему необходимы, такой маршрут будет существовать, и очень долго. Ведь его выбрали сердцем и душой.