Больше всего посещаемость просела у столичных ТЦ, у некоторых из них трафик упал на 40%, говорит Люлин. У региональных ТЦ потери составили 20-25%. Уход зарубежных брендов, которые во многих столичных ТЦ являлись якорными магазинами, то есть покупатели приходили в ТЦ ради них, сыграл большую, но не решающую роль. Гораздо больший урон нанесла пандемия и связанное с ней реактивное развитие онлайн-торговли. Новые вывески только на руку ТЦ. Знакомый ассортимент можно заказать и онлайн. А с новичками хочется познакомиться лично, пощупать, померить и оценить качество ассортимента.
В середине апреля стартует перезапуск бывших магазинов испанской группы Inditex. Под вывеской Maag откроются бывшие магазины Zara. Предполагается, что первый магазин марки появится в торговом центре "Авиапарк" на Ходынском поле. Всего же в Москве откроется 20 магазинов Maag. Еще 13 точек планируется открыть под брендом Dub - бывший Pull&Bear. Также новый собственник зарегистрировал бренд Ecru, предполагается, что он заменит Bershka. А Vilet придет на смену Stradivarius. "К сожалению, магазинам не удастся сохранить прежний ассортимент, - считает Люлин. - Но, думаю, сохранится общее настроение брендов, их целевая аудитория останется прежней".
Это не первый пример перезапуска российской сети магазинов после ухода крупного зарубежного холдинга. Ранее уже обновились вывески торговых точек сети LPP, которая была представлена в России брендами одежды и аксессуаров Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay. "Трансформация получилась успешной. Во многих местах ничего особо не сменилось, остался тот же магазин, товар, отделка магазина, продавцы", - говорит Люлин. Бренд Reserved сменился на Re, Mohito на M, а Sinsay на "Син".
Из зарубежных марок на рынок России активно заходят бренды из Турции. По итогам первых трех месяцев 2023 года российские ТЦ пополнились пятью новыми турецкими брендами, говорится в исследовании NF Group. Фешен-ретейлер Club открыл монобрендовые магазины в трех столичных ТЦ: "Авиапарк", "Афимолл сити" и "Метрополис". Также на торговых аллеях появились магазины бренда NetWork. В ТРЦ "Афимолл сити" появился первый магазин AC&Co. А также появились магазины марки Loft, всего до конца года их численность должна вырасти до 17. Чаще всего из Турции заходят уже зарекомендовавшие себя на локальном рынке бренды, но не известные российскому покупателю.
Пока Турция успешнее всего пополняет российские торговые центры. Заинтересованность в развитии бизнеса в России проявляют также и фабрики Ирана, но они не готовы вкладываться в развитие своих марок в России, аренду помещений, запуск собственных брендов.
"У производителей Ирана хороший ассортимент товаров, качество, сравнимое с Турцией, но цены ниже. Но они хотели бы, чтобы к ним приходили, на их фабриках размещали заказы, а вкладываться в бизнес в России они не готовы", - говорит Люлин. Схожая история с производителями из Индии, они имеют хороший товар, но развивать бренды в России не хотят.
Китайские бренды постепенно готовы заходить на нишу, которую оставил после себя "Декатлон". Многие ожидали, что уход французского гиганта приведет к развитию сети "Спортмастер", но этого не произошло. Сейчас на этот рынок заходит марка Anta. Она уже имеет десяток магазинов по стране. В Китае марка является главным конкурентом Nike и Adidas. Также на российский рынок вышел китайский бренд Li-Ning, у которого уже три магазина в столице.
Уход ИКЕА серьезно обеднил ассортимент товаров для дома. Ни один из крупных существующих на рынке игроков пока не захотел заменить шведского гиганта. Hoff и "Леруа" заметно расширили ассортимент мебели и аксессуаров и все же не стали превращаться в клонов ИКЕА. Постепенно на рынке начали появляться новые бренды, претендующие на это место. И хотя пока они несравнимы по масштабу, но похожи по ассортименту и общей концепции. К примеру, белорусский производитель мебели Swed House, который планирует открыть 10 новых магазинов в ТЦ Москвы. Первый магазин Swed House отроет в торговом центре "Щелковский" на месте IKEA City, в планах компании открывать крупноформатные объекты на несколько тысяч квадратных метров.
Ранее в ТРЦ "Мега Химки" открылся первый магазин турецкой сети товаров для дома Madame Coco. Этот магазин также позиционирует себя как альтернатива IKEA. В его ассортименте есть постельное белье, посуда и предметы декора. Причем бренд уже завоевал популярность в других странах.
Конечно, продукция ИКЕА, которая производилась в России, никуда не делась с российского рынка. Все, кто был заинтересован в ее покупке, уже нашли производителей и каналы продаж. Скоро на рынок должна вернуться мебель, которая производилась на бывшем заводе IKEA в Великом Новгороде, он планирует возобновить работу в ближайшие два-три месяца. Однако о том, в какие магазины поступит продукция, пока не говорится.