Напомним, еще в мае 2022 года Росавиация инициировала передачу аэропорта угольного моногорода Воркуты, который входит в состав предприятия "Комиавиатранс", в федеральную собственность. После окончания процедуры передачи аэропорт должен быть закреплен за предприятием "Аэропорты Красноярья". Со стороны республики вся необходимая документация подготовлена, направлена в федеральные органы власти и находится на их рассмотрении, сообщили в пресс-службе республиканского министерства экономического развития и промышленности.
Передача воркутинского аэродрома в федеральную собственность позволит не только исключить риск его закрытия, но и привести его в нормативное состояние, а также сохранить 1600 рабочих мест, отметил спикер Госсовета Коми Сергей Усачев. Более того, от этого решения зависит и то, как в дальнейшем будут развиваться авиаперевозки в регионе, которые сегодня не в состоянии заменить автотранспорт. Во время весеннего ледохода и осеннего ледостава авиасообщение остается единственным способом добраться до многих сел и поселков республики, входящих в Арктическую зону. Расчеты минстроя республики показывают, что доля дорог в Коми, отвечающих нормативным требованиям, по итогам 2022 года составила чуть менее 51 процента. Помимо этого, в регионе сохраняется большая потребность прямого авиасообщения с центром страны. Как отметили в авиакомпании "РусЛайн", с 1 мая 2023 года планируется возобновить полеты между Воркутой и Москвой, которые будут выполняться на 50-кресельных канадских самолетах Bombardier CRJ100/200 дважды в неделю - по понедельникам и субботам.
Сегодня аэропорт остро нуждается в реконструкции. Взлетно-посадочная полоса, построенная в 1968 году, последний раз ремонтировалась в семидесятых годах минувшего века. В аналогичном состоянии находится и рассчитанное на 100 человек здание аэровокзала, построенное в 1961 году. По данным, которые озвучивались на круглом столе по реализации соглашения о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и Коми, в последний раз реконструкция аэропорта проводилась здесь в 1972 году. Оценочная стоимость проекта взлетно-посадочной полосы по расчетам на 2019 год составляла почти полтора миллиарда рублей. Кроме того, строительство терминала и создание другой необходимой инфраструктуры аэропорта требовало на тот момент еще такой же суммы. На эти цели планируется привлечь деньги из внебюджетных источников - в частности, в числе инвесторов правительство Коми видело госкорпорацию "Росатом". Но этот вопрос так и не был решен. Сегодня эти работы обойдутся существенно дороже.
Туристы, которые пользуются аэропортом Воркуты, отмечают его удручающее состояние.
- На территории возле аэропорта есть остановка общественного транспорта и парковка для автомобилей. И на этом все. Ни приличных заведений общепита, ни даже супермаркетов, - пишет на одном из туристических порталов страны путешественник Андрей Краев. - Если вы спланировали маршрут так, что придется ночевать в Воркуте, вам предстоит искать гостиницу в самом городе. Внутри аэропорт выглядит не лучше. В небольшом здании есть магазин и кафе, мебель и интерьер которых больше напоминают столовые времен Советского Союза, так что в ожидании рейса на комфорт рассчитывать не стоит. Однако у этого аэропорта все же есть немалый плюс - отсюда можно улететь в Питер или Москву и уже оттуда отправляться на любое внутреннее или международное направление. Это в любом случае лучше, чем ехать до крупного аэропорта поездом или машиной.
Ситуация осложняется тем, что "Комиавиатранс" на декабрь 2021 года был практически банкротом. Чтобы спасти его от этой участи, правительство республики предоставило ему субсидию на сумму 1,818 миллиарда рублей. По словам гендиректора предприятия Юрия Скрипина, благодаря этому признаки банкротства были устранены, компания выполняет все взятые на себя обязательства как оператор аэропортов, как перевозчик и как исполнитель авиационных работ. Хотя за год решить все финансовые проблемы невозможно: оздоровить предприятие предполагается в течение пяти лет.
Но шансы выжить у аэропорта все же есть. Помимо гражданского, в 11 километрах от Воркуты действует военный аэропорт в поселке Советский. Обсуждается создание на их базе Арктического авиатранспортного узла в Воркуте, чтобы обслуживать потребности в авиатранспорте перевозчиков, работающих в акватории Северного морского пути, а в перспективе - создание Северного широтного хода. Стоит учесть и то, что по земле из Воркуты до "большой земли" можно добраться только поездом, автомобильной дороги нет и еще очень долго не будет. Поэтому спрос на авиарейсы всегда сохраняется.
Кстати
В Коми возникают немалые проблемы не только с аэропортами, но и с авиапатрулированием огромных лесных территорий. Как отметили республиканские власти, Интинский и Усинский авиаотряды необходимо пополнить самолетами Ан-2 и вертолетами, чтобы вести патрулирование можно было с большей интенсивностью, как можно быстрее выявлять очаги возгорания и приступать к тушению. Необходимы и дополнительные средства на содержание временных пожарных, которых приходится принимать на работу летом. В общей сложности на это требуется около 200 миллионов рублей. В 2022 году лесные пожары в Коми охватили территорию в 57 тысяч гектаров - в 19 раз больше, чем в среднем за последние несколько лет. Такая опасность сохраняется и в 2023 году, синоптики предполагают, что предстоящее лето также будет засушливым и жарким.