Скоростной транспорт, движение которого не зависело бы от ситуации на дорогах общего пользования, в Ростове нужен давно. Решить эту проблему собирались, построив метро. Проект разработали в 1980-х годах, однако с началом перестройки и развалом СССР о нем забыли. В середине 2000-х проект ростовского метро вновь достали из-под сукна, но на него снова не хватило денег. Строительство тогда оценивалось в 60 - 80 миллиардов рублей, что составляло годовой расход всей Ростовской области.
Стоимость строительства метро постоянно росла, да и само метро не решало транспортных проблем города, ведь речь шла о прокладке лишь одной ветки через центр с восемью остановками. Тогда же власти стали активно прорабатывать идею строительства легкорельсового метро или скоростного метротрама. Предполагалось, что часть пути будет пролегать под землей, как, например, в Волгограде, а другая, основная пойдет по выделенной полосе. Это позволит трамваю быстро передвигаться по городу, минуя пробки. Выделенная полоса для трамвая есть, например, в Краснодаре. Строительство обошлось бы дешевле, чем прокладка метро.
Два года назад в Ростовской области нашелся инвестор, который в формате государственно-частного партнерства, то есть с использованием ресурса муниципального областного и частного бюджета, взялся за модернизацию трамвайных путей Таганрога. Первый этап этого проекта стоимостью 11 миллиардов рублей уже успешно завершен. На таких же принципах инвестор, крупная машиностроительная корпорация Урала, а также госкорпорация развития, областные и муниципальные власти Ростова в прошлом году заключили концессионное соглашение о масштабной модернизации трамвая в Ростове. Сейчас наконец дело дошло до стройки. Общая стоимость проекта модернизации городского трамвая в Ростове составляет 62 миллиарда рублей. Из них на 12,8 миллиарда закупят 61 новый трамвай. Полностью завершить проект планируется к 2028 году.
- Уже сейчас де-факто мы выходим на стройку. Оформляются последние разрешения, и начнется строительство с реконструкцией трамвайных путей, - сказал вице-премьер - руководитель аппарата правительства РФ Дмитрий Григоренко в ходе визита в Ростов в конце марта. По словам губернатора региона Василия Голубева, госэкспертиза одобрит документы до 10 апреля. При этом уже развернуто строительство рабочего городка будущего трамвайного депо в Западном микрорайоне города, в Левенцовке.
Пока здесь чистое поле, на котором стремительно растут многоэтажки строящегося микрорайона. В редкой лесополосе с кучами мусора еще бегают фазаны, рядом возводится храм Сергия Радонежского. Специалисты укладывают бетонные плиты для будущей стройплощадки, идут земляные работы, это так называемый нулевой цикл. Начинается развертывание строительного городка.
Первый этап завершат по плану уже в 2023 году: будет проложено девять километров путей. Всего же по проекту необходимо построить и реконструировать 119 километров трамвайных линий.
Прокладку одиночных трамвайных путей начнут на улице Еременко, от проспекта Малиновского до проспекта Жданова в новом микрорайоне. В этом году также должна быть построена тяговая подстанция.
Масштабная модернизация трамвайной сети состоит из нескольких этапов. На первом появится линия из Левенцовки к центру Ростову, на улицу Станиславского, где уже проложены рельсы. Одновременно налаживают работу контактной сети от площади Мичурина до Центрального рынка, модернизируют или заново прокладывают пути.
- Прокладка рельсов по этому маршруту вполне оправданна, - говорит завкафедрой РГУПС "Логистика и управление транспортными системами" Энвер Мамаев. - Мы проводили исследование, согласно которому наиболее востребованные направления для расширения трамвайной сети - Западный, центр, Сельмаш. Именно так идет основной пассажирский трафик. А в перспективе необходимо строить линию север - юг, то есть связать микрорайон Суворовский с центром и выйти на левый берег Дона, в сторону Батайска.
На втором этапе будет проложена линия от перекрестка улицы Горького и проспекта Буденновского до железнодорожной станции Сельмаш. По этому маршруту уже ходит трамвай N10. На третьем этапе проложат пути от улицы Станиславского в микрорайон Суворовский и на Верхний Темерник. Четвертый этап подразумевает реконструкцию путей от главного вокзала до госпиталя ветеранов войны в Нахичевани.
- Несколько отдаленных микрорайонов города - Суворовский, Левенцовский, потенциально - Платовский - получат абсолютно новое качество транспортного сообщения. Проект полностью изменит комплексную программу транспортной системы Ростова-на Дону. Будет два новых депо, 76 трехсекционных трамваев. Вместе с городской электричкой и действующим общественным транспортом это будет единая система, и людям будет удобно пользоваться ею, - уверен губернатор Василий Голубев.
По словам профессора Мамаева, в Ростове ничего подобного раньше не строилось. Последняя модернизация трамвайных путей проходила в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года, когда, сорвав все сроки, отремонтировали несколько километров на улице Станиславского. До этого в 2012 - 2014 году реконструировали 3,5 километра пути по улице Горького и проспекту Буденновскому.
Вице-премьер - руководитель аппарата правительства России назвал Ростовскую область одним из лидеров реализуемого в стране федерального проекта модернизации электротранспорта, в котором сейчас участвует десять субъектов. Так, например, менее масштабный проект реконструкции трамвайной сети, тоже с использованием ГЧП, реализуется сейчас в Краснодаре. Здесь стоимость модернизации и прокладки новых трамвайных путей обойдется в 20 миллиардов рублей. Проект модернизации трамвая прорабатывается и в Волгограде, на родине российского метротрама.