11.04.2023 21:21
Поделиться

Лучше гида-профессионала: шестилетний Слава Горшунов провел экскурсию по московскому метро

Могу поспорить: больше всех в России про метро знает шестилетний Слава Горшунов. Мальчишка только год живет в Москве, но уже сейчас может провести такую подробную экскурсию по подземке, на которую не способен даже матёрый гид из столичного Турбюро. Первыми его клиентами стали мы, два корреспондента "РГ".
Славка знает секрет станции "Нагатинский затон": смотреть здесь надо не на большую рыбу, куда все смотрят, а в тоннель, который "ныряет" вниз, уходя под Москву-реку.
Славка знает секрет станции "Нагатинский затон": смотреть здесь надо не на большую рыбу, куда все смотрят, а в тоннель, который "ныряет" вниз, уходя под Москву-реку. / Аркадий Колыбалов

Славка еще на земле показал, как здорово он ориентируется на местности. Например, без всяких "Яндекс.Карт" и вообще без смартфона нашел шестой выход на станции "Савеловская" Большой кольцевой линии, где мы с ним и встретились. Как настоящий экскурсовод, сразу "зашел с козырей": "А вы знаете, что в метро есть станции-призраки?". И пока едем вниз по эскалатору, он в деталях рассказывает о прошлом станции "Спартак". Это действительно законсервированная в прошлом "Волоколамская" - пристанище диггеров и вообще отчаянных людей.

Мальчишка только год живет в Москве, но уже сейчас может провести такую экскурсию по метро, на которую не способен и матерый гид из Турбюро

Едва спустились, Славка куда-то по-мальчишески бодро рванул. Мы - за ним. "О, тюбинги! - продемонстрировал он главную достопримечательность "Савеловской" - огромные чугунные конструкции тоннеля. - Каждый весит больше тонны. Их оставили за стеклом на память о том, с каким трудом строители через шахту, на глубину 65 метров, эти тюбинги сюда затаскивали".

250 станций сегодня насчитывается в московском метро. Они расположены на 15 линиях

Самая любимая станция у мальчишки - "Сокольники": "Отсюда начиналось метро!". Поразительно, но он знает десятки мельчайших подробностей про рождение первой линии подземки и даже технологию ее строительства. Попутно выясняется еще один поразительный факт: услышав как-то в ролике про метро в Минске фразу, показавшуюся ему причудливой ("Асцярожна, дверы зачыняюцца") и необычные названия станций (Грушевка", "Малиновка", "Слуцки гастинец"), он упросил родителей поехать на выходные в Белоруссию. Где они два дня с утра до вечера ездили на местной подземке. Не знаю, как папа с мамой, но сын был крайне доволен. "Там на каждой станции, построенной после 2001 года, есть лифты, а в 2002 году в минском метро была самая высокая скорость движения среди всех метрополитенов на территории бывшего СССР", - просветил он нас.

Едем дальше. Слушаем и ушам не верим: многие о существовании проходческих щитов узнали только будучи в возрасте 20+, а здесь, по сути, еще детсадовец, обстоятельно рассказывает, как эти чудо-машины прокладывают тоннели под Москвой.

Как ни странно, Слава нашел что рассказать экскурсантам даже на не самых живописных станциях "Нижегородская", "Печатники" и "Текстильщики". Да, здесь, может, и нет каких-то архитектурных изысков, зато хорошо видны рельеф тоннеля, некоторые детали пути, желтый контактный рельс и та самая черно-белая рейка, к которой должен бежать попавший на рельсы человек.

На "Нагатинском затоне", где фотографируются сотни пассажиров, наш маленький гид не стал обращать наше внимание на знаменитые рыбные мозаики на стенах, а предложил посмотреть в тоннель. Он действительно в этом месте "ныряет" вниз, раньше мы этого не замечали. Все дело в том, что тут неподалеку проходит участок под Москва-рекой, и у него есть некоторые технические особенности.

Пока ездили по БКЛ, Славка рассказал нам об особенностях кросс-платформенных пересадок (он знает про них все!), а на "Нижегородской" даже помог одному пенсионеру перейти с БКЛ на Некрасовскую ветку. Причем, самое интересное, что мальчишка на этой станции раньше не бывал. Он просто очень много читает о метро и обладает уникальным пространственным мышлением: четко переносит прочитанное, увиденное и услышанное на местность. Вот и на станции "Новаторская" он подробно рассказал нам о будущем переходе на Троицкую линию, которая еще только начала строиться.

Когда метро только появилось в Москве, для пассажиров выпустили специальные памятки, объясняющие, как им пользоваться. Насчет эскалаторов там было указано, что "пользоваться ими совершенно безопасно", чтобы пассажиры не боялись вступать на новые "лестницы". Именно в такой памятке была опубликована одна из первых схем московского метро. Фото: n-metro.ru

Слава не только знает все про каждую из 250 станций и 15 линий московской подземки, но и имеет много информации едва ли не обо всех метрополитенах России. А когда он вспомнил еще и про дубайский, мы приехали на родную "Савеловскую". И возвращаясь в родную редакцию, спорили, кем этот чудесный мальчишка станет, когда вырастет. Машинистом? Начальником станции? Директором метрополитена? Или вообще министром транспорта? Но кем бы он ни стал, хотелось бы, чтобы у него все получилось.

Славка знает секрет станции "Нагатинский затон": смотреть здесь надо не на большую рыбу, куда все смотрят, а в тоннель, который "ныряет" вниз, уходя под Москву-реку.

Когда метро только появилось в Москве, для пассажиров выпустили специальные памятки, объясняющие, как им пользоваться. Насчет эскалаторов там было указано, что "пользоваться ими совершенно безопасно", чтобы пассажиры не боялись вступать на новые "лестницы". Именно в такой памятке была опубликована одна из первых схем московского метро.