В Кыргызстане отметил юбилей первый в Центральной Азии авиационный вуз

Кыргызский авиационный институт имени Ишембая Абдраимова отмечает полувековой юбилей. Пятьдесят лет назад в 1973 году Центральный комитет компартии тогда еще советской республики издал постановление "Об организации Фрунзенского авиационно-технического училища гражданской авиации (ФАТУГА). На тот момент подобного учебного заведения в Средней Азии не было. Через год курсантами ФАТУГА стали первые 200 человек.
Выше гор в Кыргызстане могут быть только авиаторы.
Выше гор в Кыргызстане могут быть только авиаторы. / КАИ

Разговоры о том, чтобы создать в регионе кузницу летных кадров для республик Средней Азии, велись на разном уровне несколько лет. Это предложение не раз высказывал в Москве первый секретарь ЦК компартии Киргизии Турдакун Усубалиев. Однако решение вопроса много раз откладывалось. И все же "достучаться до небес" удалось.

Турдакуна Усубалиева поддержал бывший в то время министром гражданской авиации СССР Борис Бугаев. Выслушав все доводы руководителя Киргизии, Борис Павлович подписал приказ, которым предписывалось в целях обеспечения возросшей потребности организовать в городе Фрунзе училище по подготовке авиаспециалистов.

Возглавил новое учебное заведение Иван Серафимович Назаров. Он был родом из Тамбова. Летать хотел с детства, но сначала судьба определила для него другую стихию - море. Служить ему пришлось в Одессе - матросом Черноморского флота. Однако мечты о небе он не оставил. После демобилизации Назаров поступил в Воронежский авиационный техникум имени Чкалова. По окончании работал в Запорожье, в Сыктывкаре и даже в жаркой Туркмении, а во Фрунзе перебрался только в 1970 году. Когда ему предложили возглавить авиационное училище, Иван Серафимович, не колеблясь, согласился. Начинать что-то новое, а после видеть, как труд дает плоды, было заложено в его характере.

Первый набор курсантов был проведен в 1974 году. В столицу Советской Киргизии приехали молодые люди из всех республик Центральной Азии и Азербайджана. Их готовили по специальности "техническая эксплуатация самолетов и авиадвигателей". Разместилось учебное заведение сначала в одноэтажном бараке на окраине города. Туда практически не ходил городской транспорт, но курсантов это не смущало. Они, по сути, оказались на военном положении - жили в казармах и находились на полном довольствии государства.

Через два года в училище состоялся первый выпуск. Согласно книге регистрации выдачи дипломов, первым, причем с отличием, этот документ получил Виктор Гуйван. Его назначили техником-механиком во Фрунзенский объединенный авиаотряд. Вскоре он начнет стремительное восхождение по служебной лестнице вплоть до заместителя начальника политотдела Киргизского управления гражданской авиации.

Личное

Небо - мечта с детства

Сегодня в структуре гражданской авиации многих стран работает большое количество женщин. Дамы освоили все летные специальности, включая пилотаж. Кыргызстан - не исключение. Но так было не всегда. Когда авиационная служба в республике только зарождалась, и речи не было о том, чтобы среди курсантов авиационного училища оказались женщины. Изменить ситуацию удалось Тлеухор Бошумовой. Она стала одной из первых представительниц прекрасного пола в киргизской авиации.

- Мои родители переехали в Киргизию из Карагандинской области еще в 30-х годы, - рассказала корреспонденту "РГ" Тлеухор Бошумова. - Я росла в степи, пасла лошадей и верблюдов, а в небе пролетали самолеты. Я махала им рукой и восхищалась мужеством и смелостью летчиков. В 17 лет твердо решила, что буду летать. Причем хотела быть пилотом, не меньше. В 1959 году приехала в город Фрунзе. Начала заниматься парашютным спортом. Как-то на остановке, а было это уже в 1964 году, я загадала: если троллейбус проедет вниз в сторону театра, пойду в артистки, а если в сторону аэропорта - в авиацию. Троллейбус пошел вверх. Я пришла на курсы при управлении гражданской авиации республики. Мне говорят: набор окончен, а на пилотаж женщин не берут. Предложили стать диктором, то есть объявлять посадку, регистрацию, вылет. Я согласилась. Так и стала первым диктором гражданской авиации. А в 1965 году меня приняли членом экипажа на должность стюардессы.

В небе Тлеухор нашла свой счастье. Им оказался инженер-пилот 1-го класса международных рейсов Марат Бектенов. Несмотря на героическую профессию, подойти познакомиться с красавицей-казашкой он долгое время не решался.

На счету Тлеухор более 20 тысяч летных часов. Она стала первой, кто на борту воздушного лайнера в 1965 году ввел приветствие для пассажиров на кыргызском языке.

В летной судьбе Тлеухор было много разных случаев, где надо было проявить смекалку и характер, а порой и настойчивость. Так, однажды она помогла принимать роды прямо в воздухе.

- Главное в такие минуты не паниковать, - вспоминает Тлеухор Изембековна. - Когда у одной из пассажирок начались схватки, мы в первую очередь сообщили об этом командиру экипажа. Он принял решение продолжать полет. Мы с коллегой поинтересовались у пассажиров, нет ли среди них медика. Такого не оказалось. Роды пришлось принимать второму пилоту. Мы собрали все полотенца, вскипятили воду, ну а дальше действовали, как нас учили. Через пару часов на свет появился очаровательный мальчик.

Был и другой случай. Студентка из Киргизии, которой нужно было остаться в Москве, чтобы сдать экзамены, уговорила Тлеухор отвезти во Фрунзе шестимесячного младенца. Молодая женщина уверяла, что во Фрунзе малыша у стюардессы заберут бабушка и дедушка. Тлеухор согласилась. Но никто встречать ребенка не приехал.

Тлеухор не растерялась. Она взяла такси и отправилась по домашнему адресу, который дала студентка перед отлетом. Приехав, стала стучать в ворота. Вышел мальчик лет семи и сказал, что взрослых нет дома, они уехали на базар. Пареньку пришлось долго объяснять, чей это ребенок. После родители студентки нашли бортпроводницу и сердечно поблагодарили.

Опыт

Платок Ольховской

Людмила Ольховская отдала гражданской авиации 47 лет, но продолжает трудиться и сегодня. Работать сюда она не пришла, а как сама утверждает, случайно попала. О профессии, связанной с авиацией, Людмила Николаевна не мечтала. С шестилетнего возраста хотела стать врачом. В мединститут поступила с первого раза. После выпуска работала врачом в городской больнице N 6.

- Я, наверное, больше пассажир, чем член экипажа, - рассказала Людмила Николаевна. - В авиацию же попала неожиданно для самой себя. Как-то сидели с коллегой во время обеда, и она вдруг говорит, что в авиационном училище нужен врач-педагог, и предложила мне попробовать. Я приехала, представилась, и меня сразу же начали оформлять, хотя мне надо было на старом месте в поликлинике отработать положенные две недели. На это начальник училища сказал: "Ничего, мы подождем".

Сегодня Людмила Николаевна - единственный специалист в республике, который обучает экипажи правильно оказывать медпомощь в воздухе, в том числе - как это делать в экстремальных условиях. За ее плечами учеба на кафедре авиационной и космической медицины Московского института усовершенствования врачей, в военно-медицинской академии имени Кирова, Академии гражданской авиации СССР и нескольких других престижных учебных заведениях мира, включая цикл лекций по оказанию медицинской помощи в полете Иерусалимского университета. На лекциях Людмилы Николаевны курсанты сидят затаив дыхание. На практических занятиях со специальным манекеном-тренажером каждое действие оттачивается до мелочей и секунд.

Кроме безусловной необходимости подготовки к занятиям, Людмила Николаевна требует от своих учеников наличия одной важной вещи - обычного чистого носового платка. Как оказалось, нужен он вовсе не из соображений личной гигиены. По словам педагога, этот маленький кусочек ткани много раз спасал человеческие жизни.

- Первое правило при проведении любой реанимации - обеспечить проходимость дыхательных путей, - поясняет Людмила Ольховская. - Сделать это можно при помощи как раз-таки носового платка. Им фиксируется язык, чтобы он не западал и была возможность сделать пострадавшему искусственное дыхание.

Кстати, однажды таким образом ученик Людмилы Николаевны спас жизнь пассажиру маршрутки, которому стало плохо. Правда, на занятия парень опоздал, но поскольку причина оказалась уважительной, педагог сердиться не стала. В других случаях железная дисциплина на лекциях - главное правило Ольховской.