Больше всего снизился ассортимент в натуральном кофе - на 23%, в растворимом кофе количество товарных позиций (SKU) уменьшилось на 8,7%, в чае - на 9,1%, какао - на 6,2%.
С сентября прошлого года ассортимент в категории горячих напитков начал понемногу восстанавливаться, однако пока не достиг докризисного уровня 2021 года, следует из данных NielsenIQ.
В оффлайн-рознице наблюдается стремительное падение продаж у всех горячих напитков. Однако рост продаж в онлайн-каналах торговли позволяет отчасти компенсировать падение в традиционной рознице. Иными словами, потребители все чаще покупают горячие напитки в онлайн-магазинах.
Из всех горячих напитков минимальный рост продаж (во всех каналах) в объеме показал только растворимый кофе (плюс 0,3%). Это самый стабильный и самый значимый сегмент для кофе - его доля в общих объемах продажах кофе составляет 68,2%. Сильнее всего из горячих напитков просели продажи какао (минус 15,6%).
Ввиду ухода некоторых игроков с кофейного рынка и активного уменьшения размеров упаковки сократился ассортимент и вес пачек кофе, что негативно повлияло на развитие продаж в объемах. За год в килограммах кофе в оффлайн-рознице было продано на 3,7% меньше, чем за предыдущий аналогичный период. При этом, поскольку размер упаковки снизился, продажи кофе в штуках, наоборот, немного прибавили (1,9%). А в деньгах продажи выросли более чем на четверть (плюс 25,2%). Причина - в росте цен. За год кофе подорожал на 30% - с 1265,84 рубля до 1645,73 рубля.
Продажи чая в объемах упали за год на 5,5% в физических магазинах. В России по-прежнему пьют больше черного чая - его доля в общем объеме продаж составляет 86%. При этом продажи зеленого чая падают быстрее (минус 8,9% за год). Но, в отличие от кофе, в сравнении с предыдущим периодом, в чае динамика падения оказалась меньше. В деньгах продажи чая, напротив, выросли на 13,5%. Сказалось подорожание продукта: средняя цена чая выросла на 20,1% - с 1139,51 рубля до 1368,85 рубля за кг.
Ассортимент чая продолжает падать, но эта тенденция наблюдалась и в 2021 году. К концу 2022-го производители чая тоже стали уменьшать размер упаковки, что также негативно повлияло на развитие продаж категории в объемах.
В структуре продаж горячих напитков на растворимый кофе приходится 47,5%; 35,1% - на чай (черный, зеленый и другие); 15% -на натуральный кофе (в зернах, молотый и в капсулах); 2,4% - на какао.