Непомнящий играл белыми фигурами и имел небольшое преимущество, однако Лижэнь, успокоившись немного после поражения во второй партии, хорошо защищался и отражал атаки россиянина.
О нюансах матча корреспондент "РГ" поговорил с международным гроссмейстером, заслуженным тренером, старшим тренером сборных Москвы по шахматам Александром Злочевским.
Александр Борисович, могли предположить, что события так быстро начнут развиваться и будет результативная партия сразу на старте?
Александр Злочевский: Вообще это довольно неожиданно. Китаец Дин Лижэнь - крепкий шахматист. Его обыграть непросто. Он в один момент рекорд установил - выдал серию из 100 партий без поражений. Но сейчас видно, что он нервничает и находится не в своей тарелке. А Ян, пройдя огонь, воду и медные трубы с Магнусом Карлсеном, более спокоен. Видимо, с высоты полученного опыта в начале матча он имеет явное преимущество.
Как Непомнящий будет действовать дальше: давить, почувствовать слабость соперника или играть на удержание счета?
Александр Злочевский: Думаю, на удержание играть рановато. Ян все-таки по натуре шахматист боевой. Хотя стал более уравновешенным. Думаю, особенно выиграв черными фигурами, он попробует развить свой успех.
Чем можно объяснить состояние Дин Лижэня?
Александр Злочевский: На него давит сама атмосфера матча за звание чемпиона мира. Повышенное внимание к этому событию. Он и сам в этом признавался. Я в общем-то представляю, как может себя чувствовать человек, который никогда не попадал на такую высоту. Все-таки этот матч особенный. Наверное, он пока не свыкся. Вероятно, в такой же ситуации был Ян год назад, когда он играл с Карлсеном. Хотя он более уверенно начинал, чем Дин, но в какой-то момент вот то поражение в шестой партии его сломало. И дальше он развалился. Так что будем надеяться, что проигрыш тоже подействует на Дин Лижэня негативно.
Но шанс вернуться в игру есть?
Александр Злочевский: По идее ему нужно успокоиться, сделать несколько ничьих, а потом уже начать отыгрываться. Трудно сказать, какой он изберет план. Но ведь и Ян не будет закрываться, писать ничьи. Партий много, все может быть. В свое время Сергей Карякин имел преимущество в матче 2016 года с Карлсеном, мог выиграть очень важную партию. Но перенервничал и не выиграл. А дальше Карслен сравнял счет, перевел в тай-брейк и защитил титул. Такое тоже возможно. Очко слишком маленький разрыв. Преимущество маленькое. Но по игре преимущество большое.
В первой партии Ян давил, мог заработать очко. Во второй партии китаец сыграл очень странно: на четвертом ходу выполнил редчайший ход h3. Если даже у начинающего шахматиста спросить, он ответит, что ход не очень хороший, потому что противоречит шахматным правилам развития дебюта. Понятно, Дин готовил этот ход (его предложил секундант Рихард Раппорт - прим. "РГ"), хотел сбить Яна с теории, с толку, но сбил скорее себя. А Непомнящий сыграл уверенно, инициативно, активно. Хорошо выиграл.
Еще одна деталь. Многие болельщики обсуждают постоянное отсутствие Дин Лижэня за доской. Ян сидит напротив пустого кресла. Каково это?
Александр Злочевский: У гроссмейстеров есть комнаты отдыха, и они могут проводить там время. Здесь же речь идет не о каком-то читерстве. Китаец объяснял, что на него давит атмосфера, он хочет уединиться. Не знаю, что ему мешает. Может, прожекторы. В принципе, ничего такого в этом нет. Конечно, чаще противники сидят друг напротив друга в партии. Но тут после каждого хода игрок может уходить. И сидеть за доской необязательно. Кому-то удобно смотреть на реальные фигуры и обдумывать позицию, кого-то устраивает компьютерная доска в комнате отдыха.
Думаю, на Яна отсутствие Дина никак не влияет. А вот китаец теряет мгновения, которые могут в цейтноте сказаться.
Ян Непомнящий, победитель турнира претендентов:
- Ничего нет страшного, если удобно размышлять над ходами в комнате отдыха. Сам часто во время матча в Дубае проводил время там. В комнате есть время что-то перекусить.
Дин Лижэнь, третий номер рейтинга ФИДЕ:
- Когда я нахожусь в комнате отдыха, у меня есть ощущение, что играю онлайн. А за доской у меня наступают проблемы со временем.