Ситуация парадоксальная - юрисдикция на новых территориях российская, а страховщиков, способных удовлетворять потребность в ОСАГО, там нет. При этом закон запрещает управлять автомобилем без ОСАГО - без полиса штраф. И как к этому должны относиться порядка 8 млн граждан наших новых территорий? Не лишены ли они права законно перемещаться по стране на своих автомобилях?
Согласно отчету ЦБ РФ в 2022 г., ОСАГО - главный драйвер страхового рынка. Когда большинство сегментов показало отрицательную динамику, сборы в ОСАГО достигли 273,1 млрд рублей (+21,1%). Лидерами выдачи полисов стали: Ингосстрах, АльфаСтрахование (бывшие акционеры покинули РФ), ВСК, РЕСО-Гарантия, Россгострах, СОГАЗ. По закону об ОСАГО страховщик обязан везде присутствовать или сдать лицензию на ОСАГО. Непонятно, почему руководство коммерческого страхования не развивает бизнес по линии самого успешного сектора рынка. Есть интересы на западе?
Призывая расширить присутствие страховщиков ОСАГО на новых территориях, замминистра Моисеев сообщил, что: "Реально там работают две страховые компании". И ни одной из крупнейших. Нет до сих пор ведущих страховщиков и в Крыму.
Хотя с 2014 г. рынок автострахования там вырос в пять раз - число автомобилей увеличилось с 80 тысяч до 400 тысяч. Если даже в Крыму за восемь лет не удалось полноценно обеспечить население страховыми услугами, очевидно, что без фактического присутствия федеральных страховщиков и там, и в новых регионах граждане по-прежнему будут ущемлены с ОСАГО.
Правда, президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев надеется на онлайн-технологии и сообщает, что новые регионы смогут приобретать ОСАГО через систему Е-Гарант. Но, во-первых, при покупке электронного полиса система часто дает сбой. О чем свидетельствуют в сети гневные пассажи автовладельцев Крыма, где, кстати, 958 тысяч человек (49,5% населения) живет в сельской местности и не все умеют пользоваться интернетом. Во-вторых, в новых регионах сельских территорий тоже немало, а также с сетью вообще проблема из-за СВО. В-третьих, сейчас система ОСАГО претерпевает внутреннюю реформу и как раз с электронными базами данных - ЦБ создал дочернюю структуру АИС ОСАГО, куда забрал из РСА все данные.
Насколько полезной окажется дочерняя компания? Сможет ли она способствовать решению проблем с ОСАГО в новых регионах? Будут ли там работать крупные страховщики уже в 2024 году и удастся ли перестать вводить всех в заблуждение об отсутствии новых запасных частей для ремонта автомобилей? Пока лишь есть сведения, что страховые компании будут вынуждены платить 0,4% от сборов с ОСАГО за доступ к IT-базе ЦБ.
Сможет ли АИС ОСАГО стать эффективным страховым механизмом для рынка? Ведь, как мы помним, другая "дочка" ЦБ - Российская национальная перестраховочная компания (РНПК) до закрытия рынка не совсем справлялась со своей задачей. Известно много случаев, когда РНПК попросту отказывала в перестраховании.
Впрочем, есть и другие примеры. Так в 2018 г. структура "Ростеха", "Рособоронэкспорт", получила ущерб порядка 11 млрд рублей из-за повреждения ракет при перевозке зенитного комплекса С-400. По заявлению президента РНПК Николая Галушина: "Доля РНПК в этом риске составляла 70%". Страховой случай произошел 3 января 2018 г., и только год спустя РНПК произвела Национальной страховой группе оплату этого ущерба. Компания перестраховывала риски в РНПК и к тому времени была соответчиком по исковым требованиям "Рособорнэкспорта". Спустя немного времени Галушин покинул РНПК, а Госдума поручила Счетной палате проверить компанию. Возможно, причиной его отставки стала история с "Ростехом", а возможно он покинул пост после проверки управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ или, как предполагали СМИ, из-за низких показателей работы. Хотя официальная версия - противоположная.
Как бы ни было в прошлом, куда важней обеспечить граждан ОСАГО в настоящем и будущем. Что во многом зависит и от эффективности руководства страховщиками. Кто же возглавит АИС ОСАГО? По некоторым сведениям, среди прочих кандидатур рассматривается тот самый Николай Галушин, который сейчас является членом совета директоров "Росгосстраха", что создает явные предпосылки для возникновения конфликта интересов с остальными участниками страхового рынка. Ведь страховые компании будут передавать сведения по ОСАГО в новую информационную систему. Значит, нынешний менеджер Росгосстраха (а оставит ли он этот пост после назначения?) получит доступ к статистике других страховщиков через АИС ОСАГО?
Как может управлять компанией, имеющей прямое отношение к социальному страхованию, менеджер, допустивший проблемы с крупными страховыми выплатами в прошлом? И неужели автовладельцам новых регионов, как и Крыма, еще долго не увидеть справедливых цен на ОСАГО и каско, как и появления самих федеральных страховщиков в 2024 году?