Опередили Илона Маска и Тома Круза: В прокат вышел фильм "Вызов" - первая в истории кинематографа картина, снятая в космосе

Опередили Илона Маска и Тома Круза: В прокат вышел фильм "Вызов" - первая в истории кинематографа картина, снятая в космосе

Предоставлено "Централ Партнершип"

Опередили Илона Маска и Тома Круза: В прокат вышел фильм "Вызов" - первая в истории кинематографа картина, снятая в космосе

20.04.202310:50
Сусанна Альперина
Уже 20 апреля в российский прокат выходит фильм Клима Шипенко "Вызов" - первая в мире картина, снятая в космосе. То, что такой фильм сняли, опередив Илона Маска и Тома Круза, у которых были планы создать подобное кино, - событие мирового масштаба. 12 апреля, в День космонавтики, состоялись сразу две премьеры картины. Первая - на Торжественном мероприятии "Роскосмоса", посвященном Дню космонавтики, вторая - светская премьера в кинотеатре "Октябрь".

И вот уже несколько дней москвичи и гости столицы могли наблюдать необычную промокампанию картины. 5 апреля на Манежной площади установили спускаемый аппарат корабля "Союз МС-18", на котором режиссер Клим Шипенко, актриса Юлия Пересильд и космонавт Олег Новицкий 17 октября 2021 года вернулись на Землю. Шипенко и Пересильд провели 12 дней на Международной космической станции, работая над космической драмой. В церемонии открытия инсталляции со спускаемым аппаратом участвовали летчик-космонавт Герой России Олег Новицкий и актеры фильма Евгения Ахременко и Беник Аракелян.

"РГ" с первой минуты, как объявили о съемках исторической картины, освещала каждый этап работы создателей. Так, например, режиссер Клим Шипенко дал нам интервью в преддверии полета в космос. После приземления на землю режиссер в соцсетях ответил на наш вопрос - обозреватель "РГ" спросила его о том, каковы были его первые слова, когда капсула коснулась земли. "Я волновался, как сняли посадку, и спрашивал, как сняли", - ответил Клим. Поясним: посадка капсулы снималась операторами и для будущего фильма "Вызов". Вполне возможно, именно эти кадры войдут в фильм.

Актриса Юлия Пересильд эксклюзивно поздравила наших читателей с 2022 годом. Тогда она сказала:

"Да, этот год для меня совершенно особенный, он разделил мою жизнь на "до" и "после", и когда я недавно невольно попыталась ответить самой себе на вопрос: "Что же на самом деле со мной случилось?", то совершенно парадоксально осознала, что произошло то, что, быть может, происходит с каждым из нас лишь однажды в жизни - поднявшись так бесконечно далеко в космос, поборов непреодолимый еще вчера страх, я почувствовала, как хрупок человек и как он мужественен. И вся планета с ее международными противоречиями и разноязычием вдруг уместилась в несколько кубических метров одного на всех воздуха, согретого простой человеческой надеждой, и это - очень, очень высоко. Маленькое общее пространство - окруженное величественным и чудовищно ледяным космосом... И 2021-й год я буду всегда теперь вспоминать как "самый успешный", как "самый страшный" и как "самый счастливый".

Факты о фильме
Фото: Предоставлено "Централ Партнершип"

• Фильм - совместный проект Первого канала, госкорпорации "Роскосмос", "Главкосмоса", кинокомпании Yellow, Black and White, онлайн-кинотеатра START, сделан при поддержке Фонда кино.

• Подготовка к съемкам картины началась осенью 2020 года, когда Первый канал объявил конкурс на главную роль в первом художественном фильме в космосе. Для начала все желающие должны были прислать самопробу - записать на видео монолог Татьяны из "Евгения Онегина" А.С. Пушкина.

Работа над фильмом доказала, что космос достоверно сымитировать нельзя

• По окончании первого этапа приемная комиссия Первого канала отобрала 25 финалисток для дальнейшего участия в конкурсе. Затем врачебно-экспертная комиссия провела комплексную оценку финалисток конкурса на соответствие медицинским и психологическим требованиям, а также требованиям по физической подготовленности, необходимым для участия в космическом полете и работе в условиях космоса. По итогам медицинского отбора в финальной части конкурса определились две победительницы - исполнительница главной роли Юлия Пересильд и ее дублер - актриса Алена Мордовина.

• Подготовка к съемкам на МКС началась в марте 2021 года и продлилась до октября. По возвращении Клима Шипенко и Юлии Пересильд из космоса началась подготовка к съемкам на Земле. Земной период съемок в сумме съемочных дней продлился около двух месяцев.

• Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко активно готовились к полету в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Они тренировались в скафандрах, изучали конструкцию и оборудование МКС и корабля "Союз МС", проходили испытания на центрифуге и в барокамере, учились подавать сигналы SOS с помощью солнечных датчиков, сдавали зачеты по действиям в нештатных ситуациях. Также съемочная группа училась выживать в условиях дикой природы - на случай, если при посадке их спускаемый аппарат окажется не в расчетной точке, а где-то в глухом лесу или в ледяном озере.

Фото: Рамиль Ситдиков/ РИА Новости

• Дублирующий экипаж, включавший Алену Мордовину, Алексея Дудина, Олега Артемьева, также прошел всю подготовку к космическому полету.

• 18 сентября Юлия Пересильд, Клим Шипенко и Антон Шкаплеров, а также дублирующий экипаж отправились на космодром Байконур. Здесь они проходили теоретическую подготовку и ежедневные испытания на вестибулярных тренажерах, в монтажно-испытательном комплексе на космодроме "знакомились" со своим космическим кораблем "Союз": осуществляли примерку ложементов, проходили тренировки по работе с оборудованием.

• Киноэкипаж во главе с командиром Антоном Шкаплеровым подготовил индикаторы невесомости - мягкие игрушки, которые космонавты возьмут в свой корабль. В этот раз их было три. Один из них, галчонок, - символ одноименного благотворительного фонда Юлии Пересильд, который помогает детям с поражениями центральной нервной системы.

• 5 октября 2021 года киноэкипаж в составе актрисы Юлии Пересильд, режиссера Клима Шипенко и космонавта Антона Шкаплерова отправился на МКС.

• В момент старта ракеты с космодрома Байконур 5 октября 2021 года командир экипажа Антон Шкаплеров произнес традиционное: "Поехали!", на что Клим Шипенко и Юлия Пересильд ответили по-киношному: "Камера! Мотор! Начали!".

• На МКС каждому члену экипажа разрешено было взять с собой не более 1 кг личных вещей.

• Для всех участников съемок в космосе был распечатан сценарий, страницы которого были сшиты друг с другом вручную, так как скрепки на МКС использовать нельзя.

• Часть оборудования для съемок, в частности, камера, была отправлена на МКС заранее грузовым кораблем "Прогресс". Вместе с экипажем на станцию также полетели реквизит, дополнительные съемочные аксессуары, объективы, световое и звукозаписывающее оборудование.

• На МКС состоялось 12 съемочных смен, хронометраж отснятого материала - 78 часов 21 минута.

• 17 октября космическая киноэкспедиция успешно завершилась возвращением на Землю съемочной группы и командира экипажа космонавта Олега Новицкого.

• В рамках наземного съемочного блока состоялись 53 съемочные смены. Хронометраж отснятого материала наземного блока - 297 часов 48 минут.

• 3 смены прошли в самолете-лаборатории невесомости Ил-76 МДК.

• Съемки фильма также проходили в Центре подготовки космонавтов - в залах с тренажерами по управлению российским сегментом МКС и пилотируемых кораблей "Союз", комплексах гидролаборатории и центрифуги, а также на военном аэродроме Чкаловский.

• Отдельный блок съемок прошел в специально созданном павильоне с построенной копией Центра управления полетами (ЦУП) госкорпорации "Роскосмос" и декорациях Национального космического центра, созданного на базе санатория "Вороново" в городе Москве.

• Строительство декорации заняло два месяца.

• Среди актеров массовых сцен - как профессиональные актеры, так и сотрудники ЦПК и других предприятий "Роскосмоса". Для участия в групповых сценах было отсмотрено более 700 человек, а выбрано - 50. Отбор актеров-эпизодников проходил среди 300 претендентов, было отобрано 9 человек.

• В съемках было использовано более 4000 единиц реквизита.

• Более 2000 костюмов сшито и закуплено для фильма.

• В космос улетели и остались на МКС 3 кинокамеры и 7 GoPro.

• Флешка с отснятым материалом вернулась на Землю.

Прямая речь

Константин Эрнст, генеральный директор Первого канала, продюсер фильма:

- В этом фильме все впервые. Юля и Клим стали первопроходцами в мировом кинематографе. Но не только в нем. Все, что ни происходит в сотнях километрах от поверхности планеты, - это в принципе новый урок и новый опыт для землян. Без всякого преувеличения можно сказать, что "Вызов" - это еще одна ступенька в освоении человеком космического пространства.

И еще. Работа над фильмом доказала, что космос достоверно сымитировать нельзя. Настоящего космоса зритель в кино еще не видел. Ни в "Гравитации", ни в "Интерстелларе", нигде. А в "Вызове" увидит.

Клим Шипенко, режиссер:

- Для меня все началось со звонка продюсера Эдуарда Илояна, который рассказал мне о возникшей у Константина Эрнста и Дмитрия Рогозина идее съемки фильма в космосе. Мы встретились, начали обсуждать, проговаривать какие-то моменты… А я, даже сидя рядом с такими важными людьми, все не мог осознать, что мы реально говорим о возможности полета обычного человека - одной актрисы или меня и актрисы - на МКС. Но все действительно было очень серьезно.

И первое, что нужно было придумать, - как самый простой человек, который никогда не мечтал о космосе, вдруг может туда полететь. Так родилась идея отправить на МКС врача, которому предстоит сделать космонавту операцию. И проект, который и так был невероятно сложным в связи с космической тематикой, стал еще сложнее из-за добавления туда медицинской темы. Мы начали думать, какую операцию возможно было бы провести в невесомости. Очевидно, что не полосную. Тогда возникла идея торакальной хирургии. Медицинская часть сценария писалась по принципу: "Что бы вы делали, если…". Тут подключились все: и торакальные хирурги, каждый день занимающиеся этим на Земле, и медики Центра подготовки космонавтов, и работники обеспечения Центра управления полетами, которые в курсе, какие медицинские инструменты есть на станции. Все их разговоры, которые они вели между собой: "А это есть?" - "Нет" - "А что вместо этого?" - "Вот это" - мы с помощницей записывали и потом превратили в диалоги в фильме, чтобы добиться ощущения, что все придумывается здесь и сейчас, и космонавт умрет, если тут же не найдется какое-то решение.

Олег Новицкий, космонавт, исполнитель роли Олега Богданова:

- Сначала была большая доля сомнения в том, что этот кинополет состоится. Мы думали: сейчас просто поговорят, и на этом все закончится. Но когда начались читки ролей, отбор актрис и операторов на полет, мы поняли, что все серьезно. Будучи на МКС и общаясь с Землей, когда окончательно стало ясно, что экипаж в составе режиссера и актрисы прилетит, мы начали готовиться ко встрече с ними. По большей части на каком-то моральном уровне, понимая, что во время их пребывания на МКС могут быть какие-то нюансы, непредвиденные моменты.

Петр Дубров, космонавт, исполнитель роли Петра Кудрявцева:

- Когда мне сказали, что я буду сниматься в кино, я поначалу был пессимистично настроен. Зная, как станция устроена, как она работает, можно понять, что это не место для киносъемок. Все-таки она создавалась как научная лаборатория для специалистов, которые годами готовятся, тренируются. Поэтому я совершенно не представлял, как можно организовать там съемочный процесс. Но понимал, что в любом случае это будет очень интересный проект, необычный и полезный опыт, причем для всех - и для нас, и для киногруппы. Так что я проникся этой идеей и старался, чтобы фильм был снят максимально качественно и интересно для всех - и для людей, незнакомых с космической отраслью, и для специалистов.

Антон Шкаплеров, космонавт, исполнитель роли космонавта Антона:

- Узнав о планах снять фильм в космосе и о том, что именно мне предстоит доставить режиссера и актрису на МКС, я положительно отнесся к этой идее. Хотя такое было впервые: мне предстояло лететь с двумя непрофессиональными космонавтами, значит, выполнять задачи не только командира, но и бортинженера, который полностью управляет кораблем. Естественно, это повлияло на мою подготовку к полету. Немного был изменен и сам корабль, чтобы я один мог управлять как за своим пультом, так и за соседним пультом бортинженера. Но это был мой уже четвертый полет, так что мне все эти новые предложенные условия были очень интересны.