Анна Николаевна, ситуация действительно столь угрожающая, коль вы решили обсуждать ее всем миром и с участием городских и областных властей?
Анна Соломеина: Приведу несколько цифр. У нас на УАЗе за последние пять лет средний возраст работников увеличился с 39 до 45 лет. При этом 70 процентов молодых людей до 30 лет не имеют профильного образования. И проблема не только с рабочими. Когда мы готовились к дискуссии, опросили коллег. Так вот, только у девяти крупнейших предприятий Каменска-Уральского потребность в кадрах сегодня составляет 1157 человек. Это много.
Да, в городе существует совет при главе по подготовке кадров для предприятий. Но у муниципалитета нет ни полномочий, ни подразделения, которое бы консолидировало данные и анализировало потребность в кадрах, вело статистику, взаимодействовало с предприятиями и учебными заведениями города и области, профильными министерствами, могло принять действенные решения.
И если для СПО мы хоть как-то можем просчитать потребность и благодаря взаимодействию с министерствами и правительством Свердловской области повлиять на формирование контрольных цифр, то по высшему образованию есть ряд вопросов. Вузы подчиняются министерству образования и науки РФ, руководители которого не видят до конца проблемы таких городов, как наш. В результате каждый работодатель решает кадровый вопрос в одиночку, исходя из своих финансовых и других возможностей.
Поэтому мы и решили организовать городскую дискуссию, чтобы всесторонне проанализировать ситуацию, разобрать лучшие практики, попытаться консолидировать мнения и вынести свои предложения на вышестоящий уровень. Ведь многие вопросы невозможно решить не только силами отдельной компании, даже крупной, но и на уровне города - это полномочия областных и федеральных властей.
В последние десятилетия подход на самом деле такой: дефицит кадров - проблема самого предприятия. Повышайте зарплату, заманивайте людей социальным пакетом, перспективой карьерного роста и т. д.
Анна Соломеина: На УАЗе в 2022 году средняя зарплата выросла на 18 процентов и составила 76 тысяч рублей (для сравнения: в среднем по области - 56 200). У нас очень хороший соцпакет, и он постоянно расширяется: там и ДМС, и дотации на питание, и жилье, и оздоровление, и насыщенная культурная, спортивная жизнь. Плюс компания "РУСАЛ" очень много средств вкладывает в развитие территорий присутствия - в благоустройство, строительство культурных и спортивных объектов, поддержку школ и т. д. Так, 21 марта УАЗ заключил очередное, седьмое по счету соглашение о сотрудничестве с Каменск-Уральским городским округом, в рамках которого сумма вложений РУСАЛа в социально значимые объекты в 2023 году составит около 97 миллионов рублей. Благодаря в том числе и нашим усилиям город в последние годы стал комфортнее, безопаснее, привлекательнее для жизни. Но этого недостаточно. В начале 2000-х население Каменска было 200 тысяч человек, сейчас - 165 тысяч, при этом количество пенсионеров неизменно - около 60 тысяч.
То есть молодежь уезжает даже из вполне благополучного города, где есть работа и приличные зарплаты. В чем же вы видите причину?
Анна Соломеина: Причин несколько, одна из них - стереотипы, сложившиеся в обществе за последние десятилетия. Я часто встречаюсь со школьниками 8-9 классов, и у нас происходят такие диалоги. Я говорю: давайте я вам назову 20 плюсов, почему нужно остаться в Каменске-Уральском, а вы мне - хотя бы 10 аргументов за то, почему нужно уехать в больший город.
Они: "Там больше возможностей". Разберемся: зарплата у нас, как я уже говорила, выше, чем средняя по Екатеринбургу. Я живу за городом и добираюсь до работы 14 минут. Сколько екатеринбуржцы тратят на дорогу и бензин? После работы мне 10 минут пешком до спорткомплекса, есть возможность сходить в кино, театр и т. д. Ребенка отвести в садик, секцию - все рядом. Жилье доступнее: в Каменске можно "двушку" улучшенной планировки купить за 2,5 миллиона рублей, в областном центре аналогичная будет стоить 7-8 миллионов, даже не в центральном районе. То есть именно средние и малые города - самые удобные для жизни. И подростки в итоге соглашаются: и правда, плюсов много. А вот родители, наоборот, стараются отправить детей в мегаполисы и готовы платить за это.
На что сегодня, помимо стереотипов о престиже или доходности той или иной профессии, ориентируются молодые люди?
Анна Соломеина: На свои возможности. Мы посмотрели статистику ЕГЭ: 80 процентов выпускников сдают обществознание, потому что это легче. С каждым годом контрольно-измерительные материалы по физике, химии становятся все сложнее, о чем говорят сами педагоги: в ЕГЭ включен материал, который изучают на 1-2 курсах вуза. При этом учителей физики, химии, да и математики катастрофически не хватает. В итоге абитуриенты просто не идут на те специальности, где требуется сдавать эти предметы, и речь не только о технических вузах. В педуниверситете можно было набрать две группы учителей физики на бюджет, а пришло всего восемь абитуриентов - и это из всех муниципальных образований Свердловской области!
В прошлом году в Каменске-Уральском окончили школы 760 детей, из них только 206 сдавали профильные математику и физику. В нынешнем - соответственно 560 и 142. То есть, когда мы предлагаем увеличить контрольные цифры приема, это тоже не решение проблемы: в технические вузы поступать некому.
Получается замкнутый круг. А что, по вашему мнению, может сработать?
Анна Соломеина: Я вижу выход в развитии сетевого взаимодействия. В 2022-м мы включились в федеральный проект "Профессионалитет", в рамках которого очень хорошо оснастили учреждения профобразования. В наших колледжах, филиале УрФУ есть отлично оборудованные лаборатории, мастерские, квалифицированные преподаватели. Мы предлагаем на базе этих учреждений проводить уроки технологии, физики, химии для школьников. Колледжи готовы их принять.
Второе. Мы уже третий год подряд организуем корпоративный лагерь для восьмиклассников на базе заводского санатория-профилактория "Каменный пояс". Программа составлена так, чтобы дети увидели свой город, какие в нем суперсовременные учебные заведения, развивающиеся предприятия, поучаствовали в мастер-классах и множестве других мероприятий. Ребята в восторге. Так вот, из 80 участников первого лагеря 64 поступили на технические специальности. Это отличный результат, только 80 человек в год мало - нужно как минимум 300. Но у УАЗа нет подходящей площадки. Мы предложили минобразования совместно организовать такие лагеря на базе школ - для начала наших подшефных.
На гражданском форуме вы обратились с конкретными предложениями к администрации города, минобразования и правительству региона. Что главное?
Анна Соломеина: Объединить усилия. Сейчас каждый работодатель в меру своих возможностей пытается что-то делать, но проблему усугубляет демографическая ситуация. Министерство образования и молодежной политики Свердловской области говорит о создании многоуровневой системы профориентации, и мы предлагаем сделать Каменск-Уральский пилотной площадкой для реализации этой программы. Речь ведь не только о промышленных предприятиях - у нас в городе и с медработниками огромная проблема, и с педагогами. Давайте совместно что-то с этим делать! На Среднем Урале много промышленных городов, и дефицит кадров есть везде. Нужно продумать и выстроить стратегию: что должно взять на себя минобразования, что - индустриальные партнеры. С некоторыми вопросами нужно выходить на федеральный уровень, и я готова продвигать наши предложения в рамках депутатской вертикали.
Сегодня крупные компании, как правило, несут большую социальную нагрузку, инвестируют в те города, где работают, чтобы остановить отток населения. Это здорово, что промышленники и местные власти находят общий язык и работают вместе. Но только их усилий уже недостаточно.