12.04.2023 07:03
Поделиться

Уральские инженеры разработают комплекс приборов для всех версий перспективной ракеты-носителя

В день космонавтики сотрудники НПО автоматики решили рассказать, над чем сейчас работают. Оказывается, уральские инженеры разрабатывают трансформируемую систему управления для ракеты-носителя "Амур-СПГ".

Комплекс приборов можно будет установить на все версии перспективной ракеты - многоразовую, одноразовую, пилотируемую и грузовую.

- Система управления должна быть спроектирована таким образом, чтобы была возможность в условиях технического комплекса космодрома снять или добавить оборудование, которое обеспечивает приземление - возврат первой ступени или, наоборот, выведение на орбиту одноразовой ракеты. При этом важно обеспечить весь необходимый объем предстартовых проверок, чтобы эта процедура не требовала изменений программного обеспечения или стартового и технического комплекса. По сути, мы проектируем конструктор, - обрисовал сложную задачу, стоящую перед разработчиками, генеральный директор НПО автоматики Михаил Изюмов.

Комплекс приборов для "Амур-СПГ" будет схожим по функционалу с системой управления для ракет-носителей "Союз-2", которые эксплуатируются в настоящее время, но структура будет другой. Отдельно специалисты выделяют блок задач по обеспечению надежности взлета и посадки многоразовой модели.

- Нам предстоит после приземления обеспечить диагностику элементов системы управления на возвращаемой ступени. Мы должны разработать соответствующие алгоритмы и, главное, обеспечить возможность проведения всех работ непосредственно на космодроме, чтобы после каждого пуска не возить ступень к изготовителю, - объясняет заместитель генерального директора по ракетно-космической тематике НПО автоматики Лев Бельский.

Его сотрудники успешно защитили эскизный проект системы управления. Известно, что для создания комплекса приборов "Амур-СПГ" будут использовать только отечественную элементную базу. И важное новшество, которое нужно учесть разработчикам: в будущей ракете вместо керосина в качестве топлива будут использовать более экологичный и выделяющий больше тепловой энергии сжиженный газ.