В мае 1968 года французы отправили в отставку де Голля. Но президент Макрон сегодня оппозиции не по зубам

Уже три месяца Франция бастует против пенсионной реформы. На четверг запланирована новая общенациональная акция - она состоится за день до рассмотрения правомерности реформы в Конституционном суде. Протесты уже приняли такой масштаб, что в публичном пространстве их нередко сравнивают с событиями 1968 года, когда в отставку ушел Шарль де Голль. "Вы нам 64 года, мы вам май 68-го!" - так звучит один из самых известных лозунгов недавних демонстраций. Май и правда уже близок, но есть ли в нынешних французских забастовках сходство с социальным кризисом прошлого века?
Alain JOCARD / AFP

После решения Макрона реализовать пенсионную реформу в обход процедуры голосования в парламенте рейтинг президента катастрофически снизился - это неоспоримый факт. Французы не упускают возможности выразить своему национальному лидеру недовольство на демонстрациях: выносят на улицу гильотину или бросают на рельсы чучело в виде Макрона, блокируя тем самым железнодорожное сообщение.

Протесты настигли Макрона даже в Гааге, где президент Франции 11 апреля выступал в институте Nexus с речью о будущем Евросоюза. Макрона прерывали выкриками с трибун, на которых, в том числе, развернули плакат со словами "Президент насилия и лицемерия". Повлияли на снижение популярности президента и различные казусы, происходившие с ним в публичном пространстве. Чего только стоит случай, когда Макрон во время телеинтервью журналистам France 2 и TF1 снял под столом дорогие часы и незаметно отложил их в сторону. В прессе сразу появились предположения, что президент хотел таким образом скрыть предмет роскоши: ведь говорил он тогда как раз о минимальной заработной плате и людях с низкой покупательной способностью. Впрочем, в Елисейском дворце утверждали, что Макрон снял часы, беспокоясь за их сохранность, так как за несколько секунд до этого он, жестикулируя, несколько раз сильно ударил ими об стол. Не осталась без критических оценок и поездка Макрона в Китай вместе с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйн. Многие во Франции сочли итоги визита французского президента провальными.

Тем не менее нынешнюю ситуацию во Франции сложно сравнивать с тем, что происходило в 1968 году, так как причины социальных волнений тогда и сейчас совершенно разные. Шарль де Голль потерял власть, в первую очередь, из-за попытки противостоять курсу США на мировое господство. Как свидетельствуют архивные документы, американские спецслужбы вели борьбу против неугодного французского лидера, устроив в Пятой республике подобие цветной революции. Причины для недовольства у США действительно были серьезными: при де Голле Франция привязала свою национальную валюту к золоту, отказавшись от привязки к доллару, что мешало американцам финансово контролировать всю Европу через Федеральную резервную систему. Более того, в 1966 году Франция выходила из НАТО, выражала несогласие с внешней политикой Америки и стремилась к военно-политическому союзу с Советским Союзом. Антиамериканская коалиция, которая формировалась де Голлем, должна была включать не только СССР, но также Китай, Индокитай, Швецию, Испанию и Португалию. Таким образом, для Вашингтона вопрос отставки де Голля был принципиальным для сохранения собственных амбиций на мировое доминирование. Ведь сильное и независимое во внешней политике государство в Европе в лице Франции при поддержке СССР представляло для Штатов геополитическую опасность и подрывало их влияние на континенте.

Сейчас во внешней политике Франции нет тенденций на укрепление сотрудничества с Россией и откровенных попыток выйти из числа сателлитов США. Гораздо большую обеспокоенность у Белого дома до последнего времени вызывало экономическое сближение России и Германии. Задача США - не допустить прихода к власти французской оппозиции в лице правых, которые критикуют идеи евроинтеграции и ратуют за самостоятельный политический курс страны. Такое в американские планы точно не вписывается. Масштабные забастовки - частое явление во Франции, однако они редко приводят к существенным изменениям во внутренней политике. Статья Конституции 49.3, в соответствии которой закон может быть принят без голосования парламента, с 1958 года применялась во Франции 88 раз, поэтому здесь тоже нет ничего необычного. Второй подраздел этой же статьи, в соответствии с которым правительству может быть вынесен вотум недоверия, применялся только однажды. Конечно, сегодняшние события в Пятой республике бьют по имиджу Макрона, но вряд ли приведут к его досрочной отставке. Следующие выборы ждут Францию только в 2027 году, и Макрон в любом случае не сможет в них участвовать после двух сроков нахождения у власти. Поэтому несмотря на громкие заявления президента Франции о "европейской автономии" реальной угрозы для американского доминирования на европейском континенте Макрон не представляет. А значит и "свергать" его Вашингтон уж точно не станет.