Инвестиции позволили Мурманскому морскому рыбному порту нарастить рыбоперевалку

Обеспечение суверенитета России в рыбном хозяйстве зависит не только от поддержки рыболовецких хозяйств, но и от своевременной реконструкции портовой инфраструктуры силами государства и частных инвесторов.

По последним данным отраслевой системы мониторинга, за I квартал текущего года российские рыбаки добыли более 1,48 млн тонн рыбы - на 11% выше уровня аналогичного периода 2022 года.

В частности, в Северном рыбохозяйственном бассейне фиксируется сопоставимое увеличение вылова до уровня 130 тыс. тонн, из них: трески 73 тыс. тонн, пикши - 24,6 тыс. тонн и мойвы - 23,1 тыс. тонн. Это, естественно, увеличивает нагрузку на портовую инфраструктуру.

Одним из наиболее востребованных рыбных кластеров сегодня является Мурманский морской рыбный порт (ММРП), обеспечивающий более 40% перевалки рыбопродукции Арктического и Балтийского бассейнов вместе взятых (13% от перевалки рыбы в РФ). В 2022 году грузооборот - основной показатель деятельности порта - вырос на 23,4% по сравнению с 2021 годом и составил 326,4 тыс. тонн, в том числе, 237,5 тыс. тонн рыбопродукции.

При этом альтернативой Мурманску по разгрузке рыбы из Баренцева моря может быть только порт Санкт-Петербурга, однако это добавляет лишнее логистическое плечо и ведет к удорожанию продукции.

Как отметили в АО "Мурманский морской рыбный порт", постоянно наращиваемые производственные мощности позволяют успешно справиться и с дальнейшим ростом рыбоперевалки. Уже в текущем году планируется обработать как минимум 328,8 тыс. тонн рыбопродукции.

Обеспечить возросшие объемы рыбоперевалки позволили инвестиции последних нескольких лет. За семилетний период в основной капитал ММРП инвестировали порядка 2 млрд рублей. Активы с 2016 года к концу 2021-го увеличились на 955 млн рублей (на 224,5%), в том числе, основные средства - на 434 млн рублей (на 210%). Выручка (без отопления и без предоставления причалов) с 2017 года выросла на 67%. Столь значительные финансовые вложения позволили провести модернизацию порта, увеличить производительность мощностей. Обновлено и отремонтировано имеющееся перегрузочное оборудование, приобретено новое. Построены площадки для размещения рефконтейнеров, организованы открытые складские площадки общей площадью 19,5 тыс. кв. метров. Проложены железнодорожные пути, подъездные автомобильные дороги, крановые рельсовые пути. Транспортный парк пополнили собственные маневренные локомотивы. Обновлены линии связи, сети и устройства электроснабжения, тепло- и водоснабжения и водоотведения, инженерные коммуникации. Также введены в эксплуатацию новые причальные электро- и водоколонки, оборудованы площадки для сбора мусора с судов, отремонтированы административно-бытовые помещения. Все это позволит обеспечить более четкую и эффективную работу порта, который вносит существенный вклад в развитие рыбохозяйственной отрасли Северного морского бассейна.