Глава МИД ФРГ едет в Китай, чтобы сорвать договоренности Макрона?

Несмотря на требования США усилить давление на Китай в связи с тайваньским кризисом и ввести дополнительные санкции, Франция и Евросоюз пока не готовы идти на конфронтацию с Пекином, учитывая обширные экономические связи между Китаем и единой Европой.
Tyrone Siu/ Reuters

Это показали недавние переговоры французского президента Эмманюэля Макрона и главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен с китайским лидером Си Цзиньпином. Китайское руководство также хотело бы сохранить свое присутствие в Европе и очень четко выразило свою позицию в преддверии переговоров: для устойчивого и взаимовыгодного партнерства необходима независимая (от США. - Прим. ред.) политика ЕС.

Макрон, который, очевидно, претендует на ведущую роль в отношениях Евросоюза с Китаем, похоже, сделал для себя соответствующие выводы и заявил по возвращении из Пекина, что Европа должна проводить независимую от США политику в отношении Китая. Европа должна отказаться от блокового мышления и не дать себя втянуть в тайваньский конфликт. Кроме того, по мнению Макрона, Европе нужно снижать свою зависимость от "экстерриториальной власти доллара". "Если напряженность между двумя сверхдержавами (США и Китаем. - Прим. ред.) усилится, (...) у нас не будет ни времени, ни средств, чтобы финансировать нашу стратегическую автономию, и мы станем вассалами", - сказал Макрон в интервью. В свете такого разворота на 180 градусов одной из ведущих стран ЕС и близкого партнера Германии министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок отправляется с визитом в Китай. И в отличие от Макрона, который, судя по всему, добивался прежде всего улучшения двусторонних отношений, у Бербок могут быть совсем иные намерения. Поэтому она выдвигает повестку, которая может поставить под сомнение предполагаемый успех французского президента.

Бербок упрекает китайцев в том, что они использовали "лазейку, оставленную ЕС", чтобы расширить свое влияние

Стоит напомнить, что глава МИД Германии, заменившая в своем ведомстве "немецкий прагматизм" на так называемую ориентированную на ценности внешнюю политику, обозначила Китай как "конкурента" и "системного противника" и потребовала от Евросоюза более активного геополитического противодействия этой азиатской стране. При этом Бербок не боится ухудшения отношений с Пекином. Например, она критикует отношение китайского руководства к конфликту на Украине, отвергает состоящий из 12 пунктов китайский мирный план, а также бесцеремонно упрекает Китай в недостаточном соответствии статусу постоянного члена Совбеза ООН. Кроме того, представительница партии "зеленых" беспрестанно повторяет антикитайскую риторику США в отношении Тайваня и других внутрикитайских вопросов.

В сфере экономики Бербок упрекает китайцев в том, что они использовали "лазейку, оставленную ЕС", чтобы расширить свое влияние путем создания экономической зависимости Европы от Китая. Это звучит как очередная антикитайская мантра из Вашингтона, которая в свете призыва Пекина к большей независимости Евросоюза создает плохие предпосылки для конструктивного диалога.

Ключевым моментом в планах Бербок стала ее недавняя поездка в Соединенные Штаты, в ходе которой она заявила, что разработает новую стратегию германо-китайских отношений и укрепит трансатлантическое единство перед лицом "вызовов международному порядку", исходящих от Пекина. Эта "новая стратегия" может стать определяющей, потому как Бербок, как и ее однопартиец, министр экономики Роберт Хабек, собирается применить совсем не такой подход к Китаю, как федеральный канцлер Олаф Шольц. Оба немецких министра выступают в германо-китайских экономических отношениях за "конкуренцию с более жесткой позицией в отношении Китая". Тогда как Шольц делал акцент прежде всего на взаимопонимании и привез с собой в Пекин большую делегацию из представителей бизнеса. Так что неудивительно, что недавние высказывания Макрона вызвали такое же неприятие как у Бербок, так и со стороны широкого политического истеблишмента в Германии, послушного США.

Бербок выдвигает повестку, которая может поставить под сомнение предполагаемый успех Макрона

Поэтому Бербок может попытаться надавить на Китай, заявив, что, несмотря на инициативу Макрона, вести "бизнес как обычно" между Китаем и Германией, а соответственно и Евросоюзом, на данный момент невозможно, например, из-за текущих проблем в мировой политике, вина за которые с точки зрения Германии, в частности, лежит на Китае. Ведомство федерального канцлера, вероятно, будет только приветствовать, если Бербок удастся подорвать усилия Франции. Вряд ли канцлер Шольц собирается без борьбы уступить Макрону ведущую роль в отношениях с Китаем. Берлин будет, скорее всего, поддерживать нынешний статус-кво и продолжит лавировать с Парижем и другими членами ЕС между Вашингтоном и Пекином.