Эксперт: Из-за объединения подзоны Приморье компании Хабаровского края потеряли объемы добычи биоресурсов

Одна из проблем прибрежного рыболовства Хабаровского края сегодня - потеря промысловых ресурсов в результате объединения районов подзоны Приморье.
Инографика "РГ"/ Рафаэль Зарипов

С 2019 года при распределении квот для "прибрежки" перестало использоваться разделение этой подзоны на участки - севернее мыса Золотой (Хабаровский край) и южнее его (Приморский край). Исторически так сложилось, что в первом регионе объекты были "неодуемые", то есть их промысел происходил по олимпийской системе, соревновательному принципу, а во втором - "одуемые", они добывались в рамках выделенных предприятиям долей общего допустимого улова (ОДУ). Севернее мыса Золотой этих ресурсов больше, поэтому их и не вносили в перечень ОДУ. Трансформация привела к тому, что компании Хабаровского края в значительной степени потеряли объемы вылова.

Что произошло? Здесь надо учесть, что прибрежное рыболовство в Хабаровском крае развито значительно сильнее, чем в Приморском. Но после объединения районов подзоны добываемые объекты автоматически стали "одуемыми", при этом доли квот остались у Приморья. Хабаровские предприятия практически потеряли морскую капусту (ламинарию), сельдь, корбикулу... Можно сказать, что это стало ударом для компаний.

Наша ассоциация совместно с наукой и краевыми властями провела тогда большую работу, и через год удалось вернуть в перечень "неодуемых" ламинарию сахарину: изменения в правовой базе позволили определить ее разрешенный вылов в размере 500 тонн в районе к северу от мыса Золотой.

То, что удалось с морской капустой, до сих пор не получается сделать в отношении корбикулы. Этот моллюск - экспортный товар, его отправляли в Японию, где он очень ценится. Корбикула в изобилии водится в Амурском лимане. Это Хабаровский край. Зачем компании из соседнего региона отправятся добывать ее в Амурский лиман? Какой им прок? Конечно, они не пойдут. Это большие транспортные расходы. Они и раньше, и теперь разрабатывают этот ресурс в основном в устье реки Раздольная (южное Приморье).

Вот и получается: у нас моллюск остается практически нетронутым, но взять его нельзя. Нет долей квот, они находятся у приморцев и выросли кратно: условно говоря, кто имел право добывать 50 тонн, теперь получил 500. В результате эти квоты не выбираются. Несколько последних лет корбикулу, как и некоторые другие объекты, осваивают менее чем на 70 процентов.

Между тем есть одно нормативное положение. Если в течение определенного времени предприятие не выбирает объемы, открывается процедура лишения его доли квот на этот объект. И в Охотском районе в отношении некоторых хабаровских прибрежных компаний, не отлавливающих свои доли из-за очень сложной ледовой обстановки, эту процедуру пытаются начать. В законодательстве прописано, что расторжение договоров на доли квот не происходит, если недоосвоение случилось из-за форс-мажорной ситуации. Но сложная ледовая обстановка почему-то в перечень таких ситуаций не включается. Ты не можешь добывать, не можешь транспортировать улов на берег (а когда лед сходит, лимиты уже выловил крупнотоннажный флот компаний, не относящихся к прибрежным), но закон это не рассматривает как форс-мажор. И процедуру лишения квот открывают. Здесь - открывают. А в случае предприятий, по три года не осваивающих пять-шесть объектов, в том числе ту же корбикулу, - нет.

Хабаровский край, по моему убеждению, должен иметь в подзоне Приморье объемы биоресурсов для добычи. Есть несколько вариантов.

Можно начать скрупулезно следовать положению о лишении долей квот тех компаний, которые их не выбирают. Извините, мол, ребята, этот объект может добываться на 95-100 процентов, и есть те, кто будет это делать.

Можно перевести ресурс в "неодуемые": освоение менее 70 процентов в течение трех лет - прямой показатель для этого. Тогда вырастет объем изъятия.

Можно разделить корбикулу на виды - вот приморская корбикула, вот амурская… И дайте возможность ловить последнюю как "неодуемый" объект. Или закрепите доли на нее. Почему нет?

Можно разграничить эту подзону, как было раньше - севернее и южнее мыса Золотой, разделив объекты. Это самое сложное, но самое правильное решение, которое даст Хабаровскому краю возможности для освоения ресурсов. В любом случае решать проблему надо. И как можно скорее.