Около 85% жителей России хотели бы больше знать об Арктике

Около 85% жителей России хотели бы знать об Арктике больше: людям интересна природа и научные исследования. К такому выводу пришли эксперты аналитического центра НАФИ, исследование есть в распоряжении "Российской газеты".

Исследование проведено совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации в декабре 2022 года с помощью всероссийского репрезентативного онлайн-опроса населения. В опросе приняли участие 1,6 тысячи человек в возрасте от 18 лет и старше. Статистическая погрешность данных не превышает ±2,45% на уровне 95%-доверительного интервала, отмечают эксперты.

"Среди россиян существует высокий спрос на информацию об Арктике (85%). В первую очередь жителям страны интересны темы, касающиеся природы, научных исследований и текущих проектов, реализуемых в Арктической зоне", - отмечают эксперты.

Больше всех заинтересованы в дополнительной информации об Арктике люди старше 45 лет, также высокая заинтересованность есть у тех, кто уже обладает определенными знаниями об Арктике.

Несмотря на то, что 6% граждан высоко оценивают свои знания о российской Арктике: люди старше 55 лет (27%), мужчины (26%), жители Москвы (29%), трудоустроенные граждане (24%); но только лишь 3% опрошенных смогли верно назвать все субъекты РФ, входящие в состав Арктической зоны, а 38% опрошенных смогли верно назвать половину списка арктических регионов. И здесь чаще других верные ответы давали граждане в возрасте 18-24 лет.

"Среди россиян достаточно распространено представление о том, что, в силу специфических условий в регионах Арктической зоны людям сложно обеспечить высокое качество жизни. Более половины опрошенных считают, что у жителей Арктики возможностей для культурного досуга, получения качественного образования, ведения активного образа жизни в старости меньше, чем у тех, кто проживает на других территориях страны", - говорится в исследовании.

Большинство россиян считают, что значительная часть арктических территорий покрыта снегом и льдом круглый год (77%), путешествия в Арктику являются очень дорогими и опасными (64%), а в целом арктические регионы скорее подходят для вахтовой работы, чем для постоянной жизни (62%), отмечают эксперты.

Среди барьеров, которые затрудняют жизнь на арктических территориях, чаще отмечают суровый климат (68%), удаленность населенных пунктов от основных промышленных центров (46%) и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости (44%).

Генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева отмечает, что помимо широкого комплекса мер, направленных на внутреннее развитие регионов Арктической зоны РФ и повышение уровня жизни местного населения, важным аспектом работы должно оставаться качественное информационное сопровождение процесса развития регионов.

"Необходимо ярким и понятным языком рассказывать россиянам о достигнутых результатах, чтобы сформировать устойчивый имидж Арктики как открытой для людей, "близкой" территории, каждый житель и гость которой чувствует заботу о себе. Россияне должны знать обо всем спектре возможностей, которые предлагает Арктическая зона: от туристических маршрутов и знакомства с удивительной культурой северных народов до успешного трудоустройства или старта своего бизнеса", - отмечает Имаева.

По ее словам, немаловажно фокусировать внимание на создании бренда каждого конкретного субъекта, входящего в Арктическую зону России.

"В настоящий момент россияне не только недостаточно осведомлены о специфике арктических регионов, но даже плохо представляют себе их положение на географической карте", - рассказала она.

В исследовании отмечается, что чаще всего информацию об Арктике люди получают с помощью телевидения (68%), на втором месте соцсети (35%), на третьем - онлайн-СМИ (25%).

Координатор по социальным сетям Проектного офиса развития Арктики Дарья Прусакова, отмечает, что в социальных сетях лучшая вовлеченность аудитории у постов про арктическую природу: животных, птиц, растения, моря, реки, водопады, северное сияние.

"Также аудитория хорошо реагирует на разные лайфхаки, подборки (фильмов, книг, достопримечательностей), юмор, экскурсии, интересные интервью, яркие короткие видео с динамичным монтажом и музыкой. Меньше всего аудитория откликается на экспертный контент, сложные тексты и видео про промышленность, право, экономику. Материалы про актуальные проекты в Арктике вызовут интерес у аудитории, если подать их с большим количеством красочных фото и интересной, короткой информацией. Отлично подойдет для этих целей инфографика с короткой подводкой", - отметила Прусакова.