Почему дети не всегда рассказывают родителям, что их наказывают в садике

Бурная дискуссия родителей, разгоревшаяся на днях в Екатеринбурге в одной из соцсетей о том, к каким жестоким методам воспитания порой прибегают няни и воспитатели в детских садах, заставила вспомнить случай, который произошел, когда я сама ходила в детсад. Мальчик в нашей группе случайно описался, тогда няня в назидание сняла с него шорты и выставила перед нами голым. Я на всю жизнь запомнила, как отчаянно он плакал, а мы сидели, вжавшись в стульчики, и смотрели. Признаться, думала, что этот случай - все-таки редкое исключение из правил. Оказалось, нет, жестокие методы наказания детей за проступки и "не то" поведение еще как практикуются до сих пор. Могут, например, забрать постель и оставить спать ребенка на панцирной сетке, отобрать одежду, высмеивать за мокрые штаны, водить по "кругу позора" без одежды. Няни часто и не видят в этом "ничего такого", ведь и их когда-то так воспитывали. И самое страшное, что родители часто не в курсе того, что происходит. Мало кто из детей об этом рассказывает.
Мозг ребенка запоминает травматический опыт на всю жизнь.
Мозг ребенка запоминает травматический опыт на всю жизнь. / Константин Наговицын / "Комсомольская правда"

Как скажется такой "опыт" на малыше в будущем? И как сделать так, чтобы ребенок был откровенен с родителями? Об этом - наш разговор с вице-президентом Профессионального объединения врачей-сексологов Андреем Булахом.

Андрей Петрович, почему такое в принципе возможно в детских садах?

Андрей Булах: По наблюдениям из своей работы могу сказать, что речь в первую очередь идет про государственные садики, в частных все же более тщательно отбирают персонал и ведут контроль. Не все воспитатели работают в детском саду, потому что любят детей. Для кого-то это "просто работа", а для кого-то нелюбимая работа. Кто-то справляется, а кто-то переходит границу. Когда происходит профессиональная деформация, воспитатель начинает бездушно относиться к чувствам детей.

А как такие "методы воспитания" скажутся на ребенке в будущем?

Андрей Булах: Все индивидуально. Но очень многие дети запоминают эти истории навсегда. Для кого-то это станет психологической травмой и повлияет на дальнейшую жизнь.

Есть очень хороший исследователь, психиатр Бессел Ван дер Колк, автор книги "Тело помнит все". Он убедительно доказывает, что мозг ребенка даже очень маленького запоминает травматический опыт. И от этого будет зависеть, как он будет выстраивать отношения с другими людьми в будущем.

Вот один из вариантов. Когда ребенок испытал травму, ему стыдно, тяжело. Чтобы перестать чувствовать боль, он неосознанно стремится перечеркнуть, "обесценить" свои эмоции. Такие люди могут быть потом очень закрытыми в эмоциональном плане. Когда такого человека спрашивают: "Ты меня любишь?". Он говорит: "Я с тобой живу". Для него эмоциональная сфера часто остается болезненной на всю жизнь. Он боится своих чувств.

Могут быть и другие последствия: формируется заниженная самооценка, ребенок с детства комплексует. Например, даже зная правильный ответ в школе, он лучше промолчит, потому что боится, что над ним будут смеяться одноклассники, преподаватели.

Есть и третий вариант. Испытав травму, ребенок думает, что он недостоин, что он очень плохой, если с ним так поступили. А значит, нужно делать все возможное, чтобы его любили. То есть возникает модель зависимого поведения. Что довольно опасно.

Почему не все дети говорят о таких случаях в детском саду?

Андрей Булах: Не хотят снова возвращаться к болезненной ситуации.

Боятся, что "сами будут виноваты" в конфликте.

Что к их словам и чувствам не прислушаются близкие.

Не все воспитатели работают в саду, потому что любят детей...

Чаще жестокие случаи обращения происходят с мальчиками?

Андрей Булах: Бывает и с девочками. Но девочки более эмоциональны, они могут поплакать, попереживать. Это их особенность. Поэтому у них есть способность любой стресс переживать легче. О каких-то травмирующих случаях в детстве, став взрослыми, они могут и забыть. Мальчики более сдержанны, им куда сложнее справляться со стрессом.

А что делать, если ребенок ничего не рассказывает?

Андрей Булах: Слушать. Других детей, других родителей.

Обращать внимание на малейшие изменения в его поведении. Попробовать поиграть с ребенком в детский сад. Вы можете увидеть много интересного, когда ребенок привнесет в игру реальные диалоги, слова, эмоции.

Если ребенок все же рассказал о случаях агрессии со стороны воспитателя?

Андрей Булах: Уточнить, правильно ли родители его поняли. Не ругать. Успокоить. Выяснить ситуацию с воспитателем, смотреть на реакцию и аргументы, которые она выдвигает. Делать выводы.

Ну, если видно, что перспективы нет, предупреждения не помогают, нужно искать другой детский сад. Да, это может быть неудобно и дороже, чем в этом садике, но какой есть выбор? Оставить ребенка в сложной и неразрешимой для него ситуации? Родители должны быть на стороне ребенка! Он не может выбрать себе детский сад, не может дать отпор агрессивному взрослому, не может себя защитить, это обязанность родителей.

Иногда, даже если родители знают, что с ребенком что-то происходит, боятся пойти к заведующей, испортить отношения, считают, что только хуже сделают.

Андрей Булах: Это идет из детства. Этих родителей самих не защищали, и у них сохранились собственные страхи. Когда за ребенка стоят горой взрослые - мама, папа, бабушка, хорошая нянечке в садике - он и во взрослой жизни будет уверен, что его защитят. Родитель обязательно должен быть на стороне ребенка.

Да, потом жизнь тяжелая будет. Но у малыша не должна быть тяжелой жизнь в первые шесть-семь лет. До этого возраста он не способен критически мыслить, до этого у него мышление конкретное: все, что делается вокруг, значит, так и должно быть. Если над ребенком издеваются, его не защищают, значит так надо. И это остается на всю жизнь.

Такие дети вынуждены потом ходить к психотерапевтам.

От взрослых ребенка должен обезопасить взрослый человек. Ребенок не может подойти к взрослому и сказать: ты меня обижаешь, и я тебе сейчас устрою! Это задача только взрослого! Если, конечно, вы заботитесь о своем ребенке и любите его.

Комментарии

Нина Александрова, Екатеринбург:

- Даа... Проблема, наверное, есть, была и будет. Мне уже скоро 60 лет, и когда-то и я ходила в садик. Однажды к нам пришла нянечка из другой группы. И если наши воспитательницы только пугали снять трусы мальчикам, когда те баловались, то эта церемониться не стала. Чего уж мальчишка сделал - не помню, но она быстро с ним справилась, сняла трусы, и поставила перед всеми, когда мы завтракали. Он стоял и ревел. За столом была тишина, только ложки стучали по тарелкам с кашей, и мы стыдливо посматривали на орущего пацана. Он, к слову, и прикрываться не пытался, руки ровно висели по швам. Совсем невинное дитя. Нам всем лет по пять было, но я запомнила этот факт унижения и стыда.

Однажды, когда мне было уже лет восемь, я играла с малышом лет трех-четырех, у нас старшие дети во дворе постоянно тогда возились с малышней. Я построила "дом" в песочнице, там куклы жили, и вот я одного пупса "наказала": в угол его поставила и трусы сняла. Малыш, который за этим всем наблюдал, удивленно поднял на меня глаза и спросил: "А зачем?". Наверное, только тогда до меня дошло, что так делать не надо.

Родителям о том случае в детском саду, я не рассказывала - откуда я знала, что это плохо? Но тогда я четко понимала, что нянька та злая.

Где-то прочитала, что чем младше дети, тем большие требования должны предъявляться к воспитателям и обслуживающему персоналу. Не нянечки без образования должны быть в яслях, а специалисты с высшим образованием. Сложно сказать, может быть, куда важнее, чтобы просто любили детей. Очень большая ответственность лежит на руководителях, которые принимают на работу этих нянечек. Последствиями всех наказаний в детском саду для меня лично стал страх наказаний и в последующей жизни.

Мария Гришина, Екатеринбург:

- Мне дочка про издевательства в садике рассказала только после выпускного, когда уже точно поняла, что садик всё. А до этого я полтора года таскала ребенка по врачам, все не могла понять, почему неделю она ходит в сад, а две болеет. Причем заболевала дочь, начиная со слов: "Завтра я в садик не пойду!" Оказалось, так работает психосоматика. Пошла в школу, и мы забыли про постоянные болезни.

София Суворова, Нижний Тагил:

- Наш сын о том, что в садике происходит, особо ничего не рассказывал. Случайно узнали про щелбаны, пощечины и оскорбления воспитательницы от других детей. Всего четверо детей в нашей группе рассказали родителям, при этом еще часть просто твердили, что не хотят ходить в садик.

Но наша борьба за психическое здоровье детей обернулась травлей со стороны других родителей и заведующей детсадом. Мы с мужем написали заявление о переводе в другой сад. Теперь у нас новая прекрасная воспитатель. И к слову, недавно узнали, что ту жестокую женщину перевели на какую-то другую работу, теперь она не занимается детьми. Но, выходит, не так-то просто такого педагога и уволить.