Михаил Мишустин обещает серьезно заниматься продвижением технических специальностей среди школьников

В четверг, 13 апреля, премьер-министр Михаил Мишустин совершил поездку в Тюменскую область, где пообщался с будущими инженерами и посмотрел производства, на которых уже с нетерпением ждут этих молодых сотрудников.

Глава правительства посетил физико-математическую школу, созданную в 2015 году как учреждение углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла. Ее отличительная особенность - ориентация учащихся на решение реальных учебно-производственных задач. "Тоже в такой школе хотелось бы поучиться, если бы была возможность", - признался Мишустин ученикам, пройдя по современным коридорам, познакомившись с классами и их оснащением. Мало кто отказался бы посещать школу, в которой можно и на гитаре поиграть, и пару партий в бильярд или настольный теннис. Но это все во внеучебное время, основное внимание школьников сконцентрировано на приобретении необходимых стране профессий.

Что могло бы усилить инженерную составляющую школьного образования по всей стране, спросили у премьера, и как продвигать профориентацию, чтобы уже в школе дети могли себя попробовать в технических специальностях? Михаил Мишустин заверил, что кабмин занимается этим очень серьезно: "Сейчас многое сделано, чтобы 9-11-е классы стали специализироваться во многом на инженерных направлениях". В прошлом году по поручению президента организовали более 130 таких классов, около 100 из них специализируются на авиа- и судостроении.

Инженерные кадры важно готовить в сотрудничестве с реальными производствами

На базе ведущих университетов, где традиционно сильны инженерные науки, открыто 30 инженерных школ. В них уже учатся две тысячи студентов и будут поступать еще больше, сказал премьер. Школьники, заметил он, на их базе тоже могут проходить обучение.

Михаил Мишустин согласился, что такие физико-математические школы должны появляться во всех регионах страны. "Чем больше школ, которые креативно и интересно рассказывают ребятам о возможностях, которые их заинтересуют в будущей профессии, свяжут с предприятием, с вузом, с профессионалитетом, тем лучше", - поддержал он директора образовательного учреждения.

Будущих инженеров уже с нетерпением ждут в реальном секторе экономике. "Мы готовы выходить на новые объемы производства, но сегодня мы сталкиваемся с тем, что испытываем недостаток квалифицированных специалистов именно инженерно-технических профессий", - заявили главе кабинета министров в ПАО "Тюменские моторостроители". Одно из крупнейших машиностроительных предприятий области образовано в 1994 году на базе Тюменского моторного завода. Здесь было создано современное высокотехнологичное производство для обеспечения полного цикла ремонта сложных газотурбинных двигателей и газоперекачивающих агрегатов для "Газпрома" и его дочерних обществ.

Михаил Мишустин обратил внимание, что кадровая работа должна идти в сотрудничестве непосредственно с предприятиями. Только по программе "Профессионалитет" сейчас проходят обучение 350 тысяч человек. "Она как раз кластеризует производства и те технологии, которые необходимо освоить ребятам, и соединяет заказчика этих, скажем так, новых кадров с теми учебными заведениями, которые активно работают в стране", - рассказал председатель правительства.

Руководство предприятия поделилось планами о выпуске новой турбины ТМ-16. Однако они натолкнулись на ограничения, связанные с импортозамещением программных продуктов, необходимых для проектирования. А еще требуется ПО, чтобы изделия эксплуатировать и обслуживать, добавил премьер. Мишустин рассказал рабочим, что правительством совместно с бизнесом проведена большая работа, чтобы создать линейку сопоставимости иностранных программных продуктов из недружественных стран с российскими. "Есть хорошая новость - порядка 80% из них можно заместить. Но, конечно, нужно дорабатывать те на сегодняшний день заделы, которые есть у нас", - заявил Мишустин. Из 33 созданных индустриальных центров компетенций, чья деятельность сконцентрирована на импортозамещении ПО, часть специализируется именно на двигателестроении, добавил премьер.

Государство за счет средств бюджета покрывает 80% расходов на научно-исследовательские разработки и 50% трат на внедрение программного обеспечения в промышленную эксплуатацию, напомнил Михаил Мишустин. "У нас по двигателям 54 проекта было поддержано, половина из них уже с финансами", - сказал он.