На замену трамвайных путей в Челябинске в 2023 году потратят 1,3 млрд рублей

В Челябинске стартовал масштабный ремонт трамвайных путей в рамках проекта комплексного развития агломерации. До 15 октября предстоит обновить 16 проблемных участков. Иначе "Скоростной трамвай" - часть амбициозного проекта челябинского метротрама - рискует растрясти на рельсах, уложенных еще в прошлом веке.
В областном центре решили параллельно обновлять пути и парк вагонов - большинство из них давно требует замены.
В областном центре решили параллельно обновлять пути и парк вагонов - большинство из них давно требует замены. / Татьяна Андреева/РГ

По словам замминистра дорожного хозяйства и транспорта региона Александра Егорова, в 14 городах-миллионниках, где помимо Москвы и Санкт-Петербурга сохранилось трамвайное движение, большинство предприятий электротранспорта сегодня находится в упадочном состоянии. Такую же ситуацию пережил и Челябинск. Парк не обновлялся, некогда мощная служба пути, ежегодно менявшая в городе до 10 километров рельсов, была упразднена еще в 2011-м. На смену плановым ремонтам пришли аварийные. И сеть износилась настолько, что сходы трамваев с рельсов стали обычным делом.

- Проанализировав подобные ЧП за последние три года, а их было более 150, мы выявили участки, которые нужно капитально отремонтировать в первую очередь, - рассказал Егоров. - В 2021 году на ремонт путевого хозяйства челябинского трамвая потратили 250 миллионов рублей, в 2022-м - уже 650 миллионов. В нынешнем - 1 миллиард 305,72 миллиона рублей. В следующем будет немного поменьше, так что этот сезон должен стать решающим, чтобы устранить проблемные участки, на которых есть скоростные ограничения из-за некачественных путей. До десятка таких "узких мест" уже исправили.

Что для этого делается? Прежде всего начали заменять деревянные шпалы железобетонными - с современными защелками для рельсов. С одной стороны, это ускоряет сборку рельсошпальных решеток. С другой - в колею трамвайных путей можно сразу укладывать крупноразмерную плитку без опаски, что ее придется демонтировать для замены крепежа. В качестве эксперимента такая плитка с резиновым уплотнителем появится в Челябинске на перекрестке Свердловского проспекта и улицы Труда - она позволит автомобилистам плавно пересекать трамвайные пути.

Еще одно новшество - термитная сварка, применяемая на железной дороге. Технология, по которой жидкое железо заливается в стыки между рельсами, делает соединение прочным и гладким, обеспечивая плавность движения вагонов. Вместе с использованием термокомпенсаторов и новых, удлиненных до 25 метров рельсов это позволит увеличить гладкий, "бесшовный" путь трамваев до 300 метров. А следовательно, даст возможность для разгона.

Протяженность одиночного трамвайного пути в Челябинске составляет 148 километров. По данным на 2020 год, они на 70 процентов изношены

С той же целью идет планомерное обособление трамвайных путей и организация приоритета движения. В идеале сделать как в Варшаве, где на пути трамваев нет ни одного нерегулируемого перекрестка, и более половины из них обеспечивают вагонам приоритетный проезд. Нужна точечная настройка всей дорожной сети.

- Проблемы копились десятилетиями, поэтому их приходится решать в авральном режиме, - пояснил Егоров. - Нам говорят, что логичнее было бы сначала отремонтировать пути, а затем уже обновлять трамвайный парк. Но на это потребуется восемь лет. Такая пауза привела бы к остановке и полному развалу предприятия горэлектротранспорта.

Поэтому процессы запустили параллельно. Сегодня на линии работает 60 новых низкопольных и полунизкопольных трамваев. До конца года поступят еще 74. А челябинцы уже заметили, что при большем комфорте и современной начинке в этих вагонах трясет гораздо ощутимее. Не исключено, что дело в новеньких рессорах, реагирующих на каждую неровность. И как такие "перегрузки" отразятся на электронике, неизвестно. Зачастую до 10 процентов нового вагонного парка находится на техобслуживании - его по гарантии проводят специалисты предприятия-изготовителя. А ведь дальше придется адаптировать к городским дорогам трехсекционные трамваи, которые станут обслуживать будущее челябинское метро.

Отметим, что протяженность одиночного трамвайного пути в Челябинске составляет 148 километров. По данным на 2020 год, они на 70 процентов изношены. Впрочем, капитальные ремонты, связанные с полной заменой путей, по мнению специалистов, нужны лишь на "волнообразных" участках, где высокая "турбулентность". Остальное путевое хозяйство в рамках текущих ремонтов должен своими силами привести в порядок эксплуатант - ЧГЭТ. Предприятию поставлена задача в течение пяти лет с начала реформы добиться положительной рентабельности, возродить службу пути, чтобы затем в плановом режиме проводить ремонты и покупать новые вагоны.

Капремонтом в прошлом году охватили первые семь километров путей, в нынешнем обновят еще 15 километров. А на 2024-2025 годы определены проблемные участки длиной еще свыше 16 километров. Так что следующие три года челябинцам придется потерпеть неудобства, связанные с остановкой движения трамваев и частичным перекрытием улиц. В этом сезоне самая масштабная реконструкция пройдет на Свердловском проспекте (от Блюхера до Труда) и по шоссе Металлургов (от Черкасской до Жукова). На этих участках движение будет закрыто на все время работ. Остальные постараются поэтапно перекрывать на выходные дни или ремонтировать в ночное время.

Работы намечены и в крупных транспортных узлах со стрелочными переводами. Однако печально известный перекресток у Теплотехнического института в программу ремонтов этого года не попал. По данным миндортранса региона, на нем зарегистрировано 11 сходов вагонов, а на расположенном неподалеку повороте на улицу Каслинскую - 19. Этот участок и решено привести в порядок в первую очередь.