В Центре Вознесенского покажут рисунки и архитектурные проекты знаменитого поэта

В Центре Вознесенского 27 апреля открывается выставка "Вознесенский. ЕЩЕ", посвященная 90-летию Андрея Вознесенского. Проект опирается на обширные архивные и художественные материалы и предлагает впервые посмотреть на Андрея Вознесенского как на художника поп-арта. В экспозиции будут представлены уникальные видеомы (визуальные поэтические работы, созданные им в 1990-е годы), реконструкции художественных инсталляций Вознесенского, а также редкие документы и экспонаты из личного архива поэта и его жены, Зои Богуславской, которые до сих пор никогда не были показаны публике.
Сергей Пятаков/РИА Новости

Центр Вознесенского впервые предлагает рассмотреть художественные работы знаменитого поэта в рамках традиции поп-арта. Помимо прямых связей с ключевыми художниками этого направления в искусстве - Робертом Раушенбергом, Эдуардо Паолоцци - и совместных работ с ними, Вознесенский разделял главные принципы поп-арта: интерес к массовой культуре и ее критике, работа с медиа, обращение к культурным героям современности; стремился к эмблематичности в своих работах, поддерживал высокую степень публичности. Вознесенский по сути был советской и постсоветской поп-звездой.

Поэт всегда относился с большим вниманием к оформлению своих публикаций.

Большую часть выставки займет визуальная поэзия Вознесенского, созданная им в течение 1990-х годов - такого же важного для его творчества периода, как и 1960-е.

Отдельной главой выставки станут архитектурные и скульптурные проекты Вознесенского. Это, например, известная многим москвичам масштабная стелла "Дружба навеки" на Тишинской площади, которую скульптор Зураб Церетелли создал по концепции Андрея Вознесенского. Кроме нее в экспозиции появится реконструкция публичной скульптуры Вознесенского "Россия Воскресе" - огромного земного шара, вытянутого в форме яйца, - которая была установлена им в Брюсовом переулке в 1993 году.

Прямая речь

Андрей Вознесенский, поэт

- Все говорят, что моя поэзия очень визуальна и метафорична. Есть идеологическое инакомыслие, которое еще могло пройти, если поменять конец или что-то изменить. Художественное же инакомыслие воспринималось всегда в штыки. В качестве образца такого новаторства называли поэму "Мастера", стихотворение "Я - Гойя". Все это было связано с живописью. Изобразительный образ шел параллельно поэтическому. А когда появились видеомы, это стало своего рода концентрацией поэтического. Поэтому в видеомах фигурируют поэты: Ахматова, Есенин, Маяковский, Мандельштам. Это попытка метафорически, изобразительно прочесть поэта.