Джек Тейшейра, сдавший секретную информацию Пентагона, не русский шпион, а человек, сохранивший совесть
Николай Долгополов - о рядовом ВВС США Джеке Тейшейре и сливе секретных документов Пентагона
РГ
Утечки секретной информации в Штатах идут словно под копирку. Эта - не первая. В последние годы приблизительно то же проделал другой рядовой Брэдли Мэннинг, выдав секретную информацию о войне США в Ираке и в Афгане. Еще более серьезные сведения обнародовал бывший сотрудник ЦРУ и Агентства Национальной безопасности Эдвард Сноуден.

Суть всей информации - если так пойдет и дальше, миру недалеко до последней в его истории войны - ядерной. Да, слив, потому что люди в совсем не больших чинах, сознательно эти данные сообщившие, боятся за свою страну, а совсем не за нас с китайцами.

Возможно, скоро, чтобы замять поднявшийся скандал, Тейшейре поставят диагноз, похожий на психологическое расстройство. И это будет частичной правдой. Александр Сергеевич Грибоедов еще в 1824 году в "Горе от ума" точно поставил диагноз сегодняшнему американскому обществу: "… Из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет, подышит воздухом одним и в нем рассудок уцелеет". Внутренняя, внешняя политика США уже снесла мозги большинству сограждан. У общества - психология тяжелобольного, боюсь, уже неизлечимо, человека. А тот, кто не смирился, не согласен, даже бросает вызов молоху - тот в глазах любого и каждого - псих, предатель, русский шпион.

Но "private 1st class" Джек Тейшейра к шпионажу отношения не имеет. Он из той горсточки, что считает конфликт на Украине "удручающим". В 21 год в нем как раз больше разума, чем в толпище крикунов из местной группы поддержки Байдена и прочих. Военнослужащий ВВС Нацгвардии штата Массачусетс вбросил в Сети правду о роли США в конфликте на Украине. Обратите внимание: споры идут лишь относительно причины слива. Никто даже не пытается опровергнуть его достоверность.

Еще один важнейший момент. В возникшем переполохе не прозвучало ни слова, осуждающего Штаты. Разговор идет в основном о том, как удалось добыть секретнейшие сведения и довести их до пользователей сетей. А о дырявой, что сейчас точно доказано, системе работы контрразведывательных служб в США пишется мало. Наоборот, превозносятся действия ФБР, чьи сотрудники задержали рядового в его с мамой собственном доме. Вот уж доблесть, вывести под телекамеры парня в ярко-красных шортах. И никакого упоминания, что расследование было затеяно лишь после относительно подробного рассказа о Джеке Тейшейре в двух крупнейших газетах США. Обычно все происходит как раз наоборот. Первый шаг делают спецслужбы, а уж потом, если сочтут нужным, они доводят информацию об этом до СМИ.

И еще масса вопросов все о тех же спецслужбах. Как получилось, что секретнейшие данные довольно долго собирались, выносились с авиабазы, где рядовой служил в качестве IT-специалиста и, наконец, лишь с внушительным временным опозданием, разошедшись по миру, были обнаружены продремавшими всю эту эпопею? А как же тогда с утверждениями, что мимо спецслужб Штатов и мышь не проскочит? Ведь действуют они, словно мифологические герои, безошибочно. Тогда как рядовой Тейшейра, отслуживший без года неделя на региональной базе Объединенной глобальной сети разведывательных коммуникаций, получил святое святых - допуск к информации, обозначенной, наверное, даже не грифом "топ сикрет", а "космик" - супер-пупер секретно? Ведь он никого не обманывал, не подкупал, никто не водил его рукой, когда он сбрасывал информацию в социальные сети.

Удар по репутации соответствующих ведомств чуть не нокаутирующий. Убеждающий в том, что версия о сознательном сливе звучит неубедительным оправданием пропустившим, попросту прошлепавшим манипуляции рядового, пусть и 1-го класса. Слив, утечка, считайте и называйте, как хотите, настолько серьезны, что разговоры о сознательном планировании операции по сливу звучат, по моему мнению, несколько дилетантски.

Некоторые американские аналитики упоминают о российских спецслужбах. Но их участие здесь никак не просматривается. Поэтому и обвинения в адрес наших соответствующих ведомств весьма вялые, бездоказательные, скорее дежурные.

Николай Долгополов
журналист, писатель
Поделиться