Почему новый фильм о "Песнярах" смотрят не только за песни

Этот многосерийный фильм Первого канала - об одном из самых популярных ансамблей Советского Союза "Песняры". Будто свежим ветром красивых мелодий повеяло с экрана, а еще светлой ностальгией по 70-м с ее музыкой большой страны, когда группы одной республики любили и понимали в других, а оттого и дружбы, да и взаимопонимания между разными народами, наверное, неизбежно становилось больше...
Актеры, сыгравшие Леонида Тышко, Владимира Мулявина и Анатолия Кашепарова, были похожи на них.
Актеры, сыгравшие Леонида Тышко, Владимира Мулявина и Анатолия Кашепарова, были похожи на них. / kinopoisk.ru

О новом музыкальном байопике, гастрольных буднях и нелегкой славе "Песняров" 70-80-х, об их песнях, которые по-прежнему на слуху и исполняются уже новым поколением ансамбля, с аншлагами продолжающего тур-2023 по России, обозреватель "РГ" расспросил Романа Козырева, художественного руководителя и артиста Белорусского государственного ансамбля "Песняры".

Фильмы о себе музыканты обычно смотрят с опаской. Мол, режиссеры любят сгустить краски для эффектного сюжета, считая правду слишком скучной. Вот и Владимир Мулявин по фильму то сбрасывает на концерте 1971 года во Всеволжске со сцены микрофоны. То чуть не срывает поездку в ГДР, пока музыканты прячутся с поклонницами на "конспиративных квартирах". Было ли так на самом деле - историки по-прежнему спорят... Или правда в музыкальных байопиках все-таки менее важна, чем сюжет и хорошие песни?

Роман Козырев: На самом деле это довольно известные истории, и о Всеволжске, и о ГДР. Я много читал об этом и могу предположить, что могло такое произойти , потому что нагрузка у музыкантов в то время была колоссальной. А бытовые условия - не в пример тем, которые у нас сегодня: и переезды тяжелые, и автобусы совсем плохие...

Поэтому я уверен, что там могло хватить лишнего слова или косого взгляда, чтобы страсти закипели и Владимир Мулявин мог себя как-то не правильно повести. Но я знаю и по себе, что во время гастрольных переездов уже не до съемок и интервью.

Потому что ты готовишься к концерту и тебе важно, чтобы мысль и настрой не уходили, и ты вышел на сцену сосредоточенным и в хорошем настроении. Поэтому любое внешнее воздействие для артиста - пагубно. И Мулявин, думаю, просто убирал из зала все лишнее - то, что мешало объединить ансамбль и зрителей в одно целое. Так что, возможно, сценаристы и правы. Но я не думаю, что все было именно так...

Фильм смотрится с интересом и сопереживанием. А был ли он любопытен нынешним музыкантам "Песняров", или история группы для них - это уже дело прошлое?

Роман Козырев: Мы очень живо обсуждали сериал еще на этапе съемок, потому что они происходили в Минске: в памятных "песняровских местах", в государственной филармонии, где они начинали. Да и отрывки из фильма нам присылали его создатели. Конечно, у нас было много споров. Но мы смотрим сериал как музыканты, которые очень глубоко в этой теме. Ведь в Минске "Песняры" сегодня - это национальный бренд, как Беловежская пуща или БЕЛАЗ. И это не просто ансамбль, а целое музыкальное течение, которое до сих пор в Беларуси на самом топовом уровне. А еще - это целая школа, и музыканты первого поколения для нас это конечно - наши кумиры.

И нам было интересно, какие песни они пели, как делали аранжировки, а режиссеру и сценаристу были важнее личная жизнь артистов, бытовые моменты гастролей, детство, что привлекло в музыку... И от некоторых деталей на экране, честно говоря, мы были просто в шоке.

Но, безусловно, режиссер и сценарист - талантливые, да и актеры подобраны хорошо.

Семья Владимира Мулявина могла повлиять на некоторые эпизоды, но не стала этого делать

Соцсети тоже хвалят "За полчаса до весны", но не понимают, отчего снимали очень долго?

Роман Козырев: Когда мы сообщили, что готовится премьера и начались съемки, то соцсети буквально взорвались: люди торопили, ну когда же премьера? Но появились проблемы с авторскими разрешениями на музыку и некоторые песняровские песни. Поэтому премьера долго откладывалась. Зато и интерес к фильму подогревался: не только наш, но большой армии поклонников "Песняров". И теперь мы получаем огромное количество отзывов. Многие пишут, что это прекрасный сериал и многие даже ждут его продолжения. И мои личные ожидания он оправдал: фильм интересно смотреть, ведь режиссер со сценаристом попали в более широкую аудиторию.

Фото: из личного архива

Они помогли многим понять "Песняров", которые в 70-е были ансамблем элитарным - для понимающей и очень вдумчивой публики. Ведь эти музыканты не боялись крупных форм, а Мулявин уходил от простоты к более сложным композициям, воспитывая слушателя своими экспериментами.

Недавно вышел сериал о других музыкальных звездах - "Король и Шут", в котором главный герой показан настолько негативно, пусть и выигрышно для сценария, что его вдова Ольга Горшенева была в шоке от фильма. Да и я, неплохо знавший Михаила "Горшка" Горшенева, оказался удивлен некоторыми однозначными оценками его характера. В "За полчаса до весны" было тоже несколько неожиданных взглядов на главного героя - Владимира Мулявина...

Роман Козырев: Очень сложно однозначно показать такую глыбу, личность как Владимир Мулявин. В его жизни, как мы знаем по рассказам и мемуарам, было много чего: взлетов, падений, непониманий каких-то коллег. И это, безусловно, не просто, такие трагические моменты, которые он очень переживал: менялись люди, уходили знаковые солисты... И я рад, что режиссер и сценарист работали в тандеме с семьей Владимира Мулявина, и очень важно, что фильм не выходит на конфликте с его родными, которые знали ситуацию лучше всех... Они могли повлиять на тот или иной эпизод, но не стали этого делать. Мы, нынешние "Песняры", тоже знаем детей Мулявина: Марину, Ольгу и Валерия - они все прекрасные люди. И я рад, что вы описываете ситуацию с фильмом "Король и Шут". В случае с нашим сериалом больше благосклонных отзывов и потому, что дочь Владимира Мулявина - Марина - была его главным консультантом. Даже в степени похожести эпизодов фильма и реальных событий были учтены ее многие советы и наблюдения. В актере, сыгравшем Владимира Мулявина, она узнавала своего отца и даже порой просила съемочную группу: "Позвольте мне остаться с моим папой наедине". А потом объясняла ему что-то, пока другие не слышали. Вот эти моменты, по-моему, и делают "За полчаса до весны" сильнее. Потому что правда всегда выигрышнее смотрится в таких фильмах.

Нынешние "Песняры" тоже поют и "Вологду", и "Алесю", и "Александрыну" и "Березовый сок"... Предлагали ли вы режиссеру тоже спеть в фильме "За полчаса до весны", ради преемственности поколений?

Роман Козырев: Я знаю, что многие песни для фильма были взяты оригинальные - в исполнении первого поколения "Песняров" 70-х. Сделан был хороший мастеринг. И я слышу, как прекрасно звучит голос Владимира Мулявина. Повторить его - очень сложно. Повторить Анатолия Кашепарова - очень сложно. Хрустальный голос Леонида Борткевича и Владислава Мисевича, Владимира Николаева - тоже! Это абсолютно уникальные личности.

И я бы не хотел что-то повторять, копировать из того времени. Потому что оно настолько уникально, самобытно и ты это слушаешь, как классику. Поэтому я очень рад, что создатели фильма не стали изобретать велосипед - вводить новых исполнителей, делать какие-то копии Владимира Мулявина, а оставили тот материал из 70-х практически не тронутым...