Дмитрий Ширко: Две войны афганцев из Донбасса

Здравствуйте, уважаемая редакция!

Меня зовут Дмитрий Ширко. Я родился в 2001 году, с рождения инвалид по зрению. Учился в специальной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Сначала в Славянске Донецкой области, после начала войны - в России, в специальной школе в Новочеркасске. В 2021-м окончил школу и поступил на Исторический факультет Луганского государственного педагогического университета.

Мама сейчас не работает, но раньше - приходилось, хотя вообще ей это было не положено, потому что она по идее должна была заниматься ребенком-инвалидом. Но все равно ей приходилось подрабатывать.

Отец был спасателем до 2014 года, потом участвовал в подготовке референдума об отсоединении от Украины и в боевых действиях. В январе 2015 года погиб.

Старшая сестра замужем у нее есть ребенок, она работает фельдшером в МЧС.

Почему я выбрал историю своей профессией... История мне с детства нравилась. Первоначально - история Великой Отечественной. Потом вообще стал интересоваться военной историей, особенно после событий 2014-2015 годов. Я уже учусь на втором курсе. Планирую поступать в магистратуру после окончания четвертого курса и заниматься преподавательской и научно-исследовательской деятельностью.

Как я пишу? У меня специальная клавиатура с шрифтом Брайля, также пользуюсь специальной программой JAWS, озвучивающей тексты.

Предлагаю "Родине" публикацию о воинах-афганцах из Донбасса, чьи судьбы поразили меня.

Афган. Фото: Игорь Курашов

Перестройка породила множество мифов о том, что советские солдаты якобы не хотели воевать в Афганистане, а на громкие слова об интернациональном долге, отвечали, что никому ничего не должны. Но по словам ветеранов, многие из них, не дожидаясь приказа командования, писали рапорты об отправке в Афган. И испытывали гордость от службы там.

Об этом можно судить по воспоминаниям воинов с Луганщины, которые я собрал.

Полковник в отставке Виктор Савенко, командовавший отдельным батальоном специального минирования, вспоминает, что после прибытия он получил всего три дня на то, чтобы войти в курс дела и принять командование, а уже на пятые сутки вышел на первое боевое задание.

Задача состояла в том, чтобы выдвинуться в район Джелалабада и установить мины на путях следования душманских караванов с оружием и наркотиками. Во время движения саперы попали в засаду, но приняли бой и закончили его без потерь. Удалось уничтожить и взять в плен нескольких душманов.

Сергей Копылов, служивший в воздушно-десантных войсках, вспоминает, что каждое боевое задание сопровождалось перестрелками или обстрелами из минометов, душманы регулярно устраивали засады для обстрела автоколонн и подрыва на минах.

- Самый страшный случай за всю службу произошел, когда батальон шел по ущелью и попал под огонь снайперов, - рассказывает Сергей. - На протяжении нескольких часов, бойцам пришлось лежать неподвижно. Но нескольким бойцам удалось подползти к позиции снайперов и расстрелять ее из гранатометов.

А Олега Жура больше всего запомнился сам Афганистан, огромное пустынное пространство: "Абсолютная пустота. Ни одного кустика, один песок, как будто на огромном пляже..."

Как складывались взаимоотношения советских военнослужащих и местных жителей? Напряженно. Днем все афганцы вели себя мирно и доброжелательно, но никогда нельзя было предугадать, что произойдет ночью.

Чтобы наладить с местным населением хорошие отношения, приходилось идти на хитрость. Об одном из способов подружиться с афганцами рассказал полковник Савенко. Расположение его батальона регулярно подвергалось обстрелам. Чтобы это прекратить, Виктор пригласил старейшин окрестных кишлаков.

- По правилам восточной вежливости, говорить о проблеме напрямую было нельзя, - объясняет Савенко. - Поэтому, в начале для гостей было устроено чаепитие с обилием сладостей. Затем показан фильм - больше всего афганцы любили индийское кино.

Лишь после этого Виктор завел разговор о текущей обстановке. Среди прочего как бы невзначай упомянул, что по его части кто-то стреляет. И ожидаемо натолкнулся на показное недоумение афганцев. Тем не менее, после беседы им был отправлен грузовик с продуктами, а начальник медицинской службы батальона провел медосмотр местных жителей. На следующий день афганцы принесли советским военным фрукты и овощи в знак благодарности.

И обстрелы с тех пор прекратились.

В 1990-х в Луганской области было образовано движение ветеранов-афганцев. Оно занималось оказанием помощи участникам боевых действий, вдовам и матерям погибших, проведением патриотических мероприятий в школах и других учебных заведениях. Афганцы активно боролись за свои права, когда правительство хотело урезать им льготы.

А в 2014 году многие воины-афганцы снова взялись за оружие, но теперь, чтобы защитить свою землю. Те, кто по состоянию здоровья не мог участвовать в боевых действиях, занимался обучением молодого пополнения, работал в тылу. Опыт афганцев очень помог в первых боях лета 2014-го.

Ветераны Афганистана и сегодня оказывают активную поддержку бойцам на передовой.

Полная версия статьи Дмитрия Ширко