17.04.2023 18:17
    Поделиться

    Покупатели возвращаются в торговые центры

    На рынке коммерческой недвижимости началось восстановление. Количество опустевших площадей в торговых центрах после ухода западных брендов уже достигло максимума, далее оно будет уменьшаться, а поток посетителей начал расти. В начале апреля, по данным Traffic Index, посещаемость торговых центров увеличилась почти на 10% по сравнению с тем же периодом 2022 года. И хотя до уровня предыдущих лет она еще не дотягивает, уже понятно, что россияне хотят посещать магазины, примерять одежду, пробовать парфюм и готовы приобретать понравившиеся товары, говорят эксперты.
    Поток посетителей стал больше, чем в апреле 2022 года, когда начали уходить иностранные бренды.
    Поток посетителей стал больше, чем в апреле 2022 года, когда начали уходить иностранные бренды. / Сергей Куксин/ РГ

    Рост свободных торговых площадей был связан в основном с уходом западных брендов, которые не успевали замещаться российскими и турецкими компаниями, говорит вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин. Сейчас список арендаторов, которые хотели уйти из России, но выжидали, уже почти закончился. Самые "вкусные" места были заняты достаточно быстро, процесс заполнения того, что осталось, будет происходить медленнее. В течение года-полутора оставшиеся 15% вакансий в российских торговых центрах постепенно закроются, считает он. "Мы только начинаем выползать из кризиса", - говорит Люлин.

    Пустующие помещения постепенно начинают заполняться новыми арендаторами, говорит Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group. Один из способов заполнения крупных блоков, которые чаще всего высвобождаются, - деление помещений с целью оптимизации форматов и диверсификации рисков.

    Большую часть спроса составляют крупные российские и иностранные бренды, оставшиеся в России. Из отечественных - это Gloria Jeans, Melon Fashion Group, "Снежная Королева", lady & gentleman CITY, LIME и др. Из иностранных - United Colors of Benetton, "Стокманн", LC Waikiki, Koton, Mark Formelle и др. Также площади занимают российские мультибрендовые магазины и универмаги российских дизайнеров.

    Идет возврат потребительской активности, говорит проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. Продажи в масс-маркете мало изменились, невелики потери в мелкой бытовой технике, товарах для дома.

    Серьезное падение продаж произошло в среднем ценовом сегменте и среди крупной бытовой техники. В конце апреля, возможно, мы увидим признаки восстановления, а в мае-июне можно будет говорить о возврате к прошлогодним показателям, считает эксперт. Даже летом возможно превышение прошлогодних показателей и возврат к уровню 2021 года, который был достаточно благополучен, добавляет он.

    Последние две недели действительно идет положительный рост трафика, отмечает Люлин. Однако первый квартал не был очень оптимистичным, скорее, посещаемость зафиксировалась и перестала падать. "Текущий прирост незначительный и вовсе не означает, что торговые центры восстановились. Все еще необходимо привлекать посетителей, искать новых арендаторов и вести переговоры", - говорит он.

    По словам Хакбердиевой, рост посещаемости ТЦ происходит на фоне низкого трафика в апреле прошлого года. В прошлом году в этот период уже закрылись или закрывались магазины, поэтому посещаемость была значительно ниже, кроме тех дней, когда магазины заранее объявляли о закрытии и посетители спешили купить оставшиеся товары. Увеличить посещаемость могут открытия магазинов иностранных брендов под новыми именами, но насколько это долгоиграющий тренд, пока сложно сказать, говорит она.

    В ТЦ "Студенец" Тамбова наблюдают небольшой рост посещаемости по сравнению с прошлым годом. Однако показатели 2021 года не побиты. При этом количество вакантных торговых площадей снизилось.

    Торговым центрам приходится конкурировать за покупателей с бурноразвивающейся онлайн-торговлей. Фото: Сергей Михеев

    В крупном ТРЦ "Рио" количество посетителей этой весной перекрыло прошлогодние показатели в два раза, а 2021 год - в полтора. Два года назад за первую половину апреля центр посетили более 169 тысяч человек, в 2022-м - 114,2 тысячи, сейчас - 229 тысяч.

    В Сочи, по словам арендаторов одного из ТЦ, в первой половине апреля посещаемость осталась на уровне 2022 года. А вот в сравнении с 2021 годом она заметно ниже, ведь тогда было открыто больше магазинов. Как отметила Раиса Мартакова, которая 20 лет владела отделом по продаже обуви известной марки, недавно ей пришлось отказаться от аренды помещения в ТЦ. "Мы закрылись осознанно, не дожидаясь, пока разоримся, - сказала предприниматель. - Это связано с активным продвижением онлайн-торговли. Посетители приходят, мерят обувь, а покупают на маркетплейсах, потому что там оказывается выгоднее". Сейчас наметилась "убийственная" для ТЦ, по ее словам, тенденция в сторону онлайн-продаж. "Очень многие предприниматели уходят из ТЦ, приходят новые, которые думают, что у них получится лучше, а через три-четыре месяца тоже закрываются, - продолжила она. - У меня большой круг общения по стране. Как рассказали поставщики, с рынка ушла половина предпринимателей, с кем они сотрудничали".

    В крупных ТРЦ Екатеринбурга посещаемость в марте была на 7% ниже прошлого года и на четверть ниже 2019-го. Сокращение посетителей связывают с уходом брендов, переходом уральцев к сберегательной модели потребления и ростом интернет-торговли (плюс 38% к 2021 году в денежном выражении). По данным Уральской палаты недвижимости (УПН), в пандемию в ТЦ Екатеринбурга были вакантными 7% площадей, сейчас в среднем 6%. "Часть бутиков хоть и не расторгла контракты, для посетителей так и не открылась. Арендодатель быстро и без последствий не может выйти из договора, - поясняет Алексей Чистяков, директор компании "RED. Технология". - Чаще всего с этой проблемой сталкиваются крупные торговые комплексы, где закрываются европейские магазины. На смену им приходят либо локализованные бренды, либо из дружественных стран, либо общественные пространства. В любом случае процесс небыстрый".

    Старейший торговый центр в Казани из-за спада числа покупателей переформатировали в центр народно-художественных промыслов

    По прогнозу УПН, в ближайшие 1-2 года уральцы столкнутся с тем, что станет меньше товаров "среднего класса", тогда как "эконом" растет, а "люкс" на удивление стабилен - здесь мало международных игроков и площади небольшие. Также хорошие показатели заполняемости и посещаемости демонстрируют небольшие районные торговые центры - благодаря концепции "необходимые товары и услуги в шаговой доступности и быстро".

    В Казани, по данным Focus Technologies, посещаемость ТЦ в январе-феврале 2023 года на 5% ниже прошлого года и на 22% ниже 2019-го. Однако ситуация чуть лучше, чем в столицах, поскольку здесь было меньше "якорных" международных магазинов, которые часто и формируют трафик. Но количество свободных площадей в 10 раз больше, чем в 2021 году. А старейший ТЦ Казани из-за спада количества покупателей решили переформировать в Центр народно-художественных промыслов Татарстана.

    Поделиться