"Проделана большая работа по обновлению пассажирского транспорта. В этом году благодаря поддержке правительства Новосибирской области мы ожидаем поступление 120 троллейбусов по лизинговой схеме, и в 2024-м еще придут оставшиеся 49 единиц по национальному проекту "Безопасные качественные дороги". Это беспрецедентное обновление подвижного состава. Конечно, нужно продолжать оптимизацию маршрутной сети, чтобы жители города почувствовали улучшение", - прокомментировал первый заместитель мэра Борис Буреев.
По данным департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии, в развитие системы общественного транспорта (ОТ) в прошлом году направлено 4,2 миллиарда рублей. Средства пошли на предоставление субсидий в сфере транспортного обслуживания, приобретение нового и модернизацию имеющегося подвижного состава, строительство станции метро "Спортивная", ремонт трамвайных линий.
Тем не менее транспортная доступность и удобство транспорта остаются в числе актуальных городских проблем. Переполненные автобусы в час пик, автомобильные пробки на дорогах, препятствующие движению общественного транспорта, большие интервалы между движением ОТ. Кроме того, дождаться автобус после 21.00 в городе-миллионнике нереально.
Многие вопросы могли быть сняты, если бы активно развивался метрополитен. Но за последние 12 лет возводится только одна станция метро "Спортивная", которая станет 14-й в новосибирской "подземке" (на Ленинской ветке метрополитена строится только станция без увеличения протяженности подземного пути). Сроки открытия новой станции перенесены в очередной раз - с марта на лето этого года.
При этом метро пользуется большой популярностью у горожан. В 2022 году им воспользовались 77,3 миллиона человек, что на два миллиона больше, чем годом ранее. И это в два раза больше показателей Екатеринбургского метрополитена, который за год перевез 38 миллионов пассажиров. Кстати, в Нижнем Новгороде этот показатель составил 30, в Казани - 28,8, Самаре - 11 миллионов человек.
Востребованным у горожан оказался проект "Городская железная дорога" (ГЖД). В 2021 году начала функционировать остановочная платформа Пригородный простор, от нее организовано движение десяти электропоездов до станции Новосибирск-Восточный, таким образом связаны западная и восточная части города. По информации пресс-службы областного правительства, в 2021 году по маршруту перевезено 105 тысяч пассажиров, в 2022-м - уже 441,6 тысячи. С 2021 по 2022 год общий пассажиропоток пригородных поездов проекта ГЖД увеличился с 300 до 2100 пассажиров в сутки. Всего в городской черте по всем направлениям железной дороги перевезено шесть миллионов пассажиров, сообщили в минтрансе региона.
Нововведением для перевозчиков стал перевод пассажирского транспорта на муниципальный контракт. По этой системе оплата зависит не от количества перевезенных пассажиров, а от количества выполненных рейсов. Как сообщил начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Константин Васильев, на контракт переведены все 13 троллейбусных и три автобусных маршрута "Новосибирскгортранс". На 2023 год предусмотрено заключение муниципального контракта по 27 автобусным маршрутам.