Согласно прогнозу министерства, объем инвестиций в основной капитал в 2024 году достигнет 3,2 процента, в 2025 году - 3,7 процента и в 2026 году дойдет до отметки в 4,5 процента.
"По инвестициям мы закладывали постепенное восстановление инвестиционного импорта, роста вложений естественных монополий, инвестиций из ФНБ. Сдерживающие факторы - высокая база прошлого года", - рассказали "Российской газете" в ведомстве.
По словам директора центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Марселя Салихова, локомотивом роста для всей экономики в ближайшие годы, скорее всего, станут проекты в обрабатывающей промышленности. Кроме того, о транспорте и инфраструктуре можно говорить как о драйверах инвестиционного роста.
"В части нефтяной промышленности будут осуществляться поддерживающие инвестиции, а также реализовываться новый крупный проект в сфере добычи - Восток Ойл (Роснефть), но другие компании не имеют больших амбициозных планов по наращиванию добычи", - отметил он.
Для нефтяных компаний приоритетным сейчас является вопрос с логистикой и доступом на внешние рынки, добавил он. Кроме того, Россия взяла на себя обязательства, по добровольному сокращению добычи в этом году, пояснил Салихов.
В прошлом году значительному росту инвестиций в основной капитал (+4,6%) в условиях спада экономики способствовало значительное увеличения расходов государства на крупные инвестиционные проекты. Об этом сообщила руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам" Ольга Беленькая.
По словам главы МЭР Решетникова, инвестиции из федерального бюджета превысили 26%. Однако такой рост госинвестиций в долгосрочном плане не является устойчивым, пояснила она.
"Спрос на инвестиции может быть связан с импортозамещением и с постепенным замещением западного оборудования (с которым теперь связаны проблемы ремонта и поддержания в работоспособном состоянии) аналогами из дружественных стран", - заявила эксперт.
Впрочем, к прогнозу на ближайшие годы с нарастанием от 3,2% до 4,5% объема инвестиций эксперт относится скептически. По мнению Беленькой, с учетом усиливающихся санкционных ограничений инвестиционного импорта, снижения доступности импорта передовых технологий, высокого уровня неопределенности для частного бизнеса, такой бурный рост инвестиций сейчас представляется труднореализуемым.
Если говорить о росте инвестиций в основные фонды в России, то речь, вероятно, будет идти о том, что естественные монополии будут модернизировать инфраструктуру, отметил аналитик "Рынки Деньги Власть" Сергей Раманинов.
Например, по словам Раманинова, речь может идти о "Газпроме", которому для полноценного разворота на Восток необходима "Сила Сибири-2". Для монополий в сфере коммунального хозяйства (Росводоканал) потребуется совершенствование сетей водоснабжения в виду своей изношенности.
"Увеличение инвестиций в этот сегмент также будет вести к росту инвестиций в основные фонды в целом по стране", - объяснил эксперт.
Из ФНБ средства могут быть направлены в соответствии с Национальными проектами - в развитие транспортной инфраструктуры, городской инфраструктуры, крупных отраслевых проектов (нефтегаз, металлургия, обрабатывающая промышленность, строительство и т.д.), считает он.
Особая история с инвестициями "Газпрома" и других нефтегазовых компаний. Понятно, что в отрасли сосредоточены огромные деньги, а в результате энергетического кризиса в Европе, экспортеры сырья получили сверхприбыли.
Вклад нефтегазовой отрасли в доходы бюджета в 2022 году превысил 40%, а в ВВП России -18,1%. Но рекорды уже позади, а по ходу разрастания экономического противостояния России с Западом, именно нефтегазовым компаниям пришлось перестраивать логистику и все механизмы экспортной торговли углеводородами. У "Газпрома" сейчас на подходе два крупнейших проекта по строительству газопроводов в Китай "Дальневосточный маршрут" и "Сила Сибири-2", которые требуют многомиллиардных вложений. Причем если по "Дальневосточному маршруту" с Китаем заключены контракты на поставку газа, то есть можно рассчитать приблизительные сроки окупаемости проекта, то по "Силе Сибири-2" таких договоров нет. А вопрос о начале строительства газопровода без заключения контрактов поднимается.
Также на компанию легла почти вся тяжесть работ по газификации регионов России, что, естественно, требует дополнительных средств. Компания на 2023 год уже одобрила рекордную инвестпрограмму - на 2,3 трлн рублей. Но проблема в том, что деньги из воздуха не берутся. Экспорт газа на запад сократился более чем в три раза. В Европу, исключая Турцию, в лучшем случае, в этом году будет поставлено около 30 млрд кубометров газа. С Турцией, при условии максимального экспорта из нашей страны, этот показатель сможет увеличиться вдвое - до 60 млрд кубометров. Растут поставки газа в Китай, но здесь пока не те объемы. В этом году запланировано их увеличение до 22 млрд кубометров. Для сравнения, суммарный экспорт газа из России в 2021 году составил - 205 млрд кубометров.
Да, "Газпром" получил сверхприбыли в 2022 году благодаря рекордному росту цен на газ в Европе, но компания уже заплатила в бюджет рекордные дополнительные налоги, с сентября по декабрь - 1,2 трлн рублей. А с этого года рост налоговой нагрузки на компанию составил 50 млрд рублей ежемесячно.
Как отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра "ИнфоТЭК" Валерий Андрианов, инвестиционный потенциал "Газпрома" выглядит, мягко говоря, неблестяще. Чистая прибыль по РСБУ снизилась с 2,6 трлн рублей в 2021 году до 747 млрд рублей в 2022 году, то есть в 3,5 раза. А чистый долг вырос на астрономическую сумму в 460 млрд рублей (16%) и достиг 3,2 трлн рублей. В этой ситуации изыскать средства для новых проектов будет непросто, считает эксперт. Не лучше ситуация у других нефтегазовых компаний. По мнению Андрианова, отечественная нефтянка продолжает оставаться главной "дойной коровой" для бюджета и фискальное давление на нее увеличивается.
По расчетам "ИнфоТЭК", последние изменения в Налоговом кодексе в части налогообложения нефтяников, вступившие в силу с 1 января, дополнительно изымет из отрасли 420 млрд рублей в 2023 году. В результате налоговая нагрузка на нефтяную промышленность увеличится с 73% до 75% от выручки. Для сравнения, к примеру, для горнорудной и металлургической промышленности этот показатель - 25%. А в результате снижения с 1 апреля 2023 года демпфера для нефтепереработки дополнительные изъятия из нефтяной отрасли составят 210 млрд рублей в год.
Если деньги можно изъять, значит, свободные средства есть. Но именно их компании пускают либо на дивиденды, либо на инвестиции. В любом случае их изъятие означает, что на инвестиции они уже точно не пойдут. При этом сейчас уже появилась информация, что Минфин обсуждает очередную корректировку налогообложения отрасли, а также готов законопроект о новом расчете экспортной пошлины для нефтяников. Планируется привязать пошлину не к цене российской нефти, которая продается со скидкой к эталонному сорту Brent, а к цене самой марки Brent с фиксированной скидкой.
Как отмечает Андрианов, при этом отрасль несет дополнительные расходы, связанные с необходимостью перенаправлять потоки сырья на новые рынки. В этих условиях, чтобы сохранить инвестиционный потенциал нефтегазового комплекса, следовало бы не усиливать налоговый пресс, а, наоборот, задуматься о новых методах стимулирования для отрасли, считает эксперт. Можно, впрочем, и не углубляться в долгие объяснения.
Существует простой экономический закон, рост инвестиций возможен только при стабильной налоговой системе. Когда инвесторы знают, что через год могут получить определенную прибыль, а не оказаться в убытках из-за изменений в правилах налогообложения. За последние 5 лет правила налогообложения в нефтяной отрасли менялись ежегодно. Впрочем, есть сфера нефтегазовой отрасли, которую не так сильно затронуло повышение налогов, хотя и не обошло совсем. По мнению эксперта Института развития технологий ТЭК Кирилла Родионова, наибольшая инвестиционная активность будет сохраняться в газотранспортной отрасли и в малотоннажном производства сжиженного природного газа (СПГ).
С одной стороны, эти сферы в наименьшей степени зависят от иностранных технологий, а с другой, скажется эффект инвестиций, который прямо либо косвенно будет стимулироваться государством. Как за счет программы газификации, так и планов "Газпрома" ввести в эксплуатацию 60 малотоннажных заводов СПГ в период до 2030 года. На динамике инвестиций также будет отражаться завершение строительства завода "Арктик СПГ 2" компании "Новатэк", третья очередь которого должна быть готова к концу 2024 году, считает эксперт.